Разноцветный текст
Суть упражнения состоит в том, чтобы прочитать текст. Слова в нем не связаны друг с другом и называют различные цветовые оттенки. Однако цвет, обозначенный словом, не совпадает с цветом, которым написано само слово. То есть, желтым цветом написано слово «синий», а красным цветом написано слово «черный». Останавливаясь на каждом слове, нужно не читать его, а называть цвет шрифта. Проговаривать нужно вслух, а потом выполнить упражнение в обратном порядке, начиная с последней лексемы.
Такие тексты можно найти в интернете и распечатать или написать от руки. Они тренируют умение концентрироваться и изменять объект внимания.
Как это работает? Доказано, что за чтение текста и восприятие цветовых оттенков отвечают разные полушария мозга. Так, благодаря работе левой гемисферы мы можем анализировать написанное, читать и говорить. Правая часть мозга несет ответственность за обработку невербальной информации. К ней относится и восприятие цветов. Упражнения, в которых нужно обрабатывать различные виды информации, хорошо тренируют сразу оба полушария и работу мозга в целом.
Таблицы Шульте
Для упражнения понадобится таблица размером 5 на 5 клеточек. В них в произвольном порядке написаны числа от 1 до 25. Чем шире поле и крупнее ячейки, тем меньше времени вы потратите на выполнение задания. Цифры могут быть однотонными или цветными.
Цель состоит в том, чтобы постоянно удерживать взгляд на центральном квадрате, где находится так называемая зона ясного видения. При этом одновременно нужно найти все остальные цифры по порядку, начиная с единицы. Поиск осуществляется периферийным зрением, не отводя взгляда от центральной позиции таблицы. То есть, нужно найти все клетки по очереди, не совершая движений глазами.
Проговаривать вслух цифры не нужно. На поиск должно уйти не более 30 секунд. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз 30 см.
Работа с таблицей Шульте тренирует параллельное внимание. Его также называют объемным, поскольку цифры воспринимаются человеком не изолированно, а одновременно.
В ходе тренинга активируются лобные доли коры головного мозга. Это увеличивает результативность интеллектуальных процессов во время принятия каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за организацию собственных мыслей и внимание.
Регулярные тренировки с таблицами Шульте позволяют:
активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
активизировать память;
увеличить скорость чтения за счет анализа большего поля читаемого текста.
развивать навык быстрого принятия решений.
Рисование пальцами знаков
Это упражнение также тренирует одновременную работу обоих полушарий мозга и межполушарные связи, поскольку необходимо выполнять задания сразу двумя руками. Как известно, за работу левой и правой частей тела отвечают противоположные гемисферы.
Итак, указательным и средним пальцами правой руки нужно показать знак победы: «V». При этом левой рукой вы показываете знак «ОК» – складываете те же пальцы в кольцо. А теперь нужно поменять знаки местами. Повторите упражнение несколько раз.
Вместо этих знаков можно использовать другие. Например, по тому же принципу работает упражнение «утка-камень». Одну ладонь сжимаем в кулак («камень»), на него кладем другую, в расправленном виде («утка»). Чередуйте утку и камень.
Еще одно упражнение из этой серии – «пистолет и антипистолет». Пальцы правой руки складываем в знак пистолета: указательный и средний вытянуты вперед, большой оттопырен, безымянный и мизинец прижаты к ладони. На другой руке показываем антипистолет, то есть прижатыми должны оказаться большой, указательный и средний, два других – вытянуты. А теперь поменяйте положение пальцев на руках. Сначала можно потренировать каждую руку отдельно.
Синхронное письмо
Берется лист бумаги и 2 ручки. Нужно одновременно нарисовать две фигуры или написать слова. Но количество символов должно быть одинаковым.
Можно усложнить задание и писать разные знаки. Например, одной рукой крестик, а другой нолик, чередуя последовательность. Знаки записываем в столбик. Поначалу будет получаться криво, но со временем вы натренируетесь писать довольно красиво обеими руками.
Повышает уровень решения многозадачности. Стимулируется работа, как левого, так и правого полушария.
Запоминание слов
Хотите выучить иностранный язык, но есть проблемы с запоминанием слов? Клин вышибают клином. Тренируйте свое умение запоминать единицы лексики. Для этого нужно прослушать ряд из 20 слов, а затем пересказать его в той же последовательности. Это только на первый взгляд кажется, что ничего сложного. На самом деле с первого раза запомнить всю цепочку может не получиться.
Наш мозг всегда старается довести до совершенства тот процесс, который он выполняет чаще всего. Так что простое запоминание слов тренирует память и умение учиться.
Принимайте душ с закрытыми глазами
Если отключить один из органов чувств, получится хорошая тренировка для мозга. Восприятие через остальные органы чувств обострится. В душевой комнате сосредоточьтесь на своих тактильных ощущениях. Ощутите прикосновения капель воды, попробуйте на ощупь определить, где что лежит.
Смотрите видео без звука
Попробуйте смотреть сначала простые видео и рекламу, а затем передачи и фильмы без звука. Старайтесь угадать, о чем был диалог или монолог, и следите за сюжетом.
Если выполнять это упражнение вместе с друзьями и по очереди угадывать, о чем было видео, то получается довольно весело.
Утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются, уже давно опровергнуто. Даже во взрослом возрасте могут появляться новые нейронные связи. А снижение умственных способностей – это результат не отмирания клеток, а утрата их пластичности. Избегайте рутины, и тогда сможете оставаться молоды не только душой, но и мозгом.