Среди объемных патологических процессов мозжечка наиболее часто встречаются острые нарушения мозгового кровообращения и опухоли, тогда как другие очаги мозжечковой локазизации (ликворные и паразитарные кисты, очаги кальцификации, травматические кровоизлияния и т. д.) наблюдаются значительно реже.
Мозжечковый инсульт. Поражение мозжечка вследствие ишемии или кровоизлияния в бассейне задней нижней мозжечковой артерии может проявляться тяжелым вестибулярным головокружением и нарушением равновесия, которые легко принять за симптомы острого вестибулярного нейронита. Иногда поражение ограничивается полушарием мозжечка, и в этом случае признаки поражения бокового отдела продолговатого мозга (дизартрия, онемение и парез мышц лица, синдром Горнера и др.) отсутствуют. Инфаркт в бассейне верхней мозжечковой артерии вызывает абазию и атаксию, которые обычно не сопровождаются выраженным головокружением.
Нарушение равновесия с тенденцией к падению в сторону поражения наблюдается при повреждении как вестибулярной системы, так и полушарий мозжечка и не помогает при дифференциальной диагностике. Центральный альтернирующий нистагм, быстрая фаза которого направлена в сторону взора, и гемиатаксия свидетельствуют в пользу поражения полушария мозжечка. Вышеописанным очаговым симптомам нередко сопутствует общемозговая симптоматика, возникновение которой зависит от вида инсульта (чаще встречается при кровоизлияниях в мозжечок), размеров и локализации очага (в первую очередь при инсультах в области червя), сдавления ликворопроводящих путей с последующим развитием расстройств ликвородинамики. КТ позволяет диагностировать кровоизлияние в мозжечок, однако может не выявить инфаркт (особенно если исследование проводится сразу после появления симптомов). Более надежным методом диагностики инфаркта мозжечка является МРТ.
Мозжечковые инфаркты и кровоизлияния часто имеют ограниченные размеры и благоприятный исход. Как правило, происходит постепенное восстановление, и остаточный дефект бывает минимальным. Более обширные очаги, сопровождающиеся отеком мозжечка, могут вызвать сдавление ствола и IV желудочка. Это тяжелое осложнение требует выполнения хирургической декомпрессии, иногда его возможно предотвратить с помощью своевременной дегидратации, поэтому при мозжечковых инсультах крайне важны ранняя диагностика и тщательное наблюдение в острой фазе.
Опухоли мозжечка. Занимают первое место среди опухолей мозга у детей. Чаще всего первоначально поражается червь мозжечка с дальнейшим распространением опухоли на оба полушария. При гистологическом исследовании обычно выявляется медуллобластома. Астроцитома, как правило, поражает одно из полушарий мозжечка, но тоже близко к средней линии, к его червю. Одним из ранних признаков опухоли червя мозжечка является развитие статической атаксии: больной часто спотыкается и падает. В дальнейшем он уже не ходит, а предпочитает сидеть, позже – лежать. Поражение полушария мозжечка проявляется клинической картиной динамической атаксии на стороне поражения. Но так как опухоль чаще занимает и червь, и полушарие мозжечка, имеется сочетанная статико-динамическая атаксия. Отмечаются также скандированность речи, диффузное снижение мышечного тонуса преимущественно на стороне поражения. Близость опухоли мозжечка к IV желудочку является причиной нарушения ликвороциркуляции. Окклюзия IV желудочка ведет к расширению сильвиева водопровода, III и боковых желудочков, т. е. к развитию внутренней гидроцефалии. Характерен также синдром Брунса – приступы интенсивной головной боли и рвоты, появление головокружения и нарушение чувства равновесия при резком изменении положения головы, особенно при наклоне вперед. При этом отмечаются нарушения пульса, дыхания, помраченное сознание. Если при астроцитоме мозжечка все перечисленные выше изменения развиваются на протяжении 1,5 – 2 лет, то при медуллобластоме – за 3 – 6 мес., причем в последнем случае возможен волнообразный тип течения, нередко с повышением температуры тела, что дает повод для постановки ошибочного диагноза энцефалита. Этому способствует и выявляемый в СМЖ плеоцитоз.