Если ваш ребенок начал прогуливать уроки, стоит обратить внимание на обстановку в семье.
Иногда родители сталкиваются с проблемой школьных прогулов своего ребенка. Причем узнают они об этом не сразу, а тогда, когда прогулы становятся систематическими.
Семья обвиняет школу, учителей, классного руководителя, одноклассников, школьную систему и обязательно своего «трудного» ребенка! Честно взглянуть на себя, на свои отношения с сыном или дочерью, на «климат» в доме отважится не каждая мать и отец.
Однако причина школьных прогулов, как правило, кроется в семье.
Давайте рассмотрим типичные ситуации, когда родители сами виноваты в том, что их подросток пропускает уроки.
Рассказывает Елена Гончарова, педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Неправильная иерархия
Семья (как маленькая страна) имеет не только свои законы, но и руководителей — маму и папу. Они обеспечивают, воспитывают, контролируют, поощряют и защищают.
Дети, словно граждане этой страны, следуют установленным правилам, придерживаются своей позиции в иерархии семьи.
Именно «инверсия иерархии» (перевернутая система иерархии членов семьи, когда ребенок оказывается «над» родителями) является самой распространенной причиной школьных прогулов.
• Утрата родительского авторитета, безразличие к их мнению и неуважение выступают подкрепляющими факторами несоблюдения правил, среди которых появляются систематические прогулы в школе.
Ребенок ощущает вседозволенность с последующей безнаказанностью за поступки (мамины крики и папины угрозы привычны) и слабую позицию родителей. Но самое главное, он не чувствует в них опору.
При малейших проблемах в школе ребенок выбирает стратегию «побега» в виде прогула.
Потому что дома ему не с кем поговорить, некого попросить о помощи.
Родители либо эмоционально бессильны, либо открещиваются фразами: «Учись решать свои проблемы самостоятельно!», «А что от меня ты хочешь?», «Не сочиняй/не обращай внимания» и так далее.
• «Инверсия иерархии» встречается в тех семьях, где ребенка возвели в статус «неприкасаемого».
К примеру, с детства он был болезненным и к нему не предъявлялись серьезные требования. Его обеспечивают хорошей одеждой, едой, гаджетами, создают уют, но не контролируют. Родители словно прислуживают ему.
Учителям в школе они говорят, что каждый день беседуют, объясняя ребенку, что нужно ходить в школу. Одним словом, они создают видимость своих родительских действий с отсутствием всякого результата.
Это абсолютная беспомощность перед ребенком, который в свою очередь этим пользуется и ведет себя как хочет.
• «Инверсия иерархии» может возникнуть в семье, когда ребенок своими школьными прогулами пытается сплотить родителей.
Ребенок своим поведением создает проблемы, чтобы мама и папа наконец-таки начали взаимодействовать друг с другом, чтобы у них появился общий смысл.
К примеру, если семья находится на грани развода, школьные прогулы с последующими проблемами в учебе могут на время сохранить семью и отложить развод.
Скрытая коалиция
Школьные прогулы встречаются в тех семьях, где супружеские отношения утратили открытость, искренность, тепло и честность. Но в связи с общественной моралью, отсутствием материальной возможности разойтись, нежеланием признать свой брак «больным» супруги остаются вместе.
Тогда один из родителей эмоционально «присоединяется» к ребенку, находит в нем силы и смысл оставаться в браке, опирается на него, превращаясь из родителя в союзника против супруга.
На невербальном уровне ребенок считывает свою позицию и умело этим пользуется. И даже если отец строго накажет за прогулы, то «союзник»-мама своими действиями проявит сочувствие, которое неминуемо выступит «подкреплением» отклоняющегося поведения ребенка.
Такая форма отношений, когда родители на словах осуждают прогулы, а на деле: один — применяет меры, а другой — выбирает позицию «защитника» (своим бездействием, чересчур мягкой реакцией), называется «скрытая коалиция».
«Скрытая коалиция» — это негласная дружба одного из родителей с ребенком, как правило, против другого родителя.
Эта тенденция в отношениях не осознаваема. В реальности ни один из членов коалиции не признает «сговора». А от женщин даже можно услышать фразу «Мужей может быть много, а сын у меня — один!»
Жесткая иерархия
Школьные прогулы возникают в семье с жесткой идеологией, когда должно быть только так и никак иначе. Высокие перфекционистские установки не только к себе, но и к собственным детям становятся непосильной ношей для последних.
Только высокие оценки, непререкаемое послушание, отличные результаты в музыкальной школе или спортивной секции — вот ожидания родителей.
Одни школьники могут открыто заявить о своем нежелании жить «на пять с плюсом», другие — уходят в соматические состояния и избегают нагрузок, а третьи — проявляют молчаливый протест в виде школьных прогулов.
Эта форма поведения характерна для семьи, где при жесткой иерархии мнение ребенка не учитывается.
Он словно глина в руках своих родителей — из него что хотят, то и лепят.
Такое явление, как школьные прогулы, встречается не только в неблагополучных семьях, но и в социально защищенных, полных и с виду вполне успешных.
Школьные прогулы, как правило, отягощены проблемами во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. Но при равных трудностях одни продолжают посещать уроки и пытаются выстраивать коммуникацию, а другие выбирают возможность хоть на маленький отрезок времени отложить проблему и «прогулять» уроки.
Именно семейная ситуация и родительская позиция определяют стратегию поведения школьника.