Способность помнить, что зебра полосатая или, что жираф является четвероногим млекопитающим, является признаком семантической памяти. Это позволяет нам понимать значение слов и восстанавливать общие знания и понятия, которые мы накопили. Ухудшение этих способностей является определяющей характеристикой семантического сумасшествия и может также развиться в болезнь Альцгеймера.
Группа французских неврологов и нейропсихологов теперь идентифицировала элементы семантической памяти, которая ухудшается в первую очередь, и может таким образом объяснить, почему удивительный феномен известный в науке как гипервоспламенение может быть виден на ранних этапах болезни Альцгеймера. Сведения ученых будут опубликованы в январских выпусках журнала Cortex в 2011 году.
Доктор Михаэль Лэсни и его коллеги из университетских больниц Caen и Rennes изучили способности текстового опознавания 16 пациентов страдающим болезнью Альцгеймера и 8 пациентов с семантическим сумасшествием. Пациентам были показаны пары слов в последовательной форме и затем их попросили указать на второе слово в каждой паре, если они его распознали. Из-за эффекта известного как семантическое воспламенение, люди имеют тенденцию более быстро понимать слово (например «тигр»), если они прежде видели связанное с ним другое слово (например «лев»), и предшествующий анализ обнаружил, что этот эффект может развиваться дальше на ранних этапах болезни Альцгеймера, посредством чего пациенты понимают связанное слово более быстро, чем здоровые пациенты. Этот феномен гипервоспламенения удивляет, поскольку он расходится с идеей потери памяти у пациентов с Альцгеймером.
Тем не менее, сведения этого нового анализа теперь проливают свет на этот вопрос, показывая, что первые признаки ухудшения семантической памяти, можно определить благодаря отличительным характеристикам таких понятий, как например, полосы зебры или длинная шея жирафа. Это вызывает смазывание тесно связанных понятий, например, зебры и жирафы, становятся родственными четвероногими млекопитающими, обитающими в Африке, что и является, по мнению авторов, причиной временного более быстрого понимания пациентами связанных слов на ранних этапах потери памяти. Эффект исчезает на последующих этапах болезни.