«Люди как музыкальные инструменты: их звучание зависит от того, кто к ним прикасается», – сказал Вергилий. А еще люди похожи на сосуды, толкнув которые, можно услышать, что у них внутри, и почувствовать содержимое. Некоторые сосуды лучше не трогать! Как известно, пустые горшки звенят громче всего, а в сообщающихся сосудах поровну содержимого. Как научиться видеть это содержимое, не разбивая сосуд и не дотрагиваясь до него? Что помогает разгадать человека?
Человеческое общество – это мир сообщающихся сосудов
Человеческие отношения чреваты взаимным влиянием. Какими мы бы ни были прекрасными, добрыми, великодушными и щедрыми, время от времени нам приходится сталкиваться с людьми, которые способны разрушать нашу гармонию, отравлять нас своим присутствием, напрягать, раздражать, будить негативные чувства и подвигать на нехорошие поступки. Как научиться не сталкиваться с ними лбами и не расплескивать гнилостного содержимого этих сосудов? Ведь по внешним признакам бывает очень трудно определить, что у человека внутри.
Люди научились вводить друг друга в заблуждение, надевая на себя различные маски и облачаясь в тысячи одежек. Они умело приспосабливаются к окружению и пляшут под чужие дудки. И задевают стоящие рядом сосуды, заставляя их стать сообщающимися с ними, то есть разделить то, что у них внутри. Так мы устроены, человеческое общество – это мир сообщающихся сосудов. Вместе нам легче перенести несчастье и гораздо приятнее испытывать радость. Конечно, хотелось бы, чтобы рядом стояло поменьше сосудов с отравой и побольше – с фимиамом. Но как тут угадаешь?
Кого трудно обмануть?
Знаете, кто умеет безошибочно чувствовать содержимое вашего сосуда, независимо от маски, которую вы надеваете?
Животные и дети. А почему? Потому что они еще не отравлены человеческими играми, условностью отношений и лживостью слов и поступков. Они говорят, что думают, плачут, когда им грустно, смеются, когда смешно. Они еще не забыли главных законов Вселенной, которые знают все живые существа. И только люди научились все перевирать и трактовать так, как им выгодно или удобно.
Ребенка и собаку не обманешь, по крайней мере, первое впечатление у них всегда безошибочно. Если вы не вызываете у них доверия, то каким бы сладким голосом ни говорили, какими бы конфетами и косточками не заманивали, они чувствуют ваше отношение к ним. Вы спросите, почему дети тогда доверяются извращенцам, да потому, что несмотря на вывернутую психику, эти субъекты их любят. Вывернуто, но все-таки любят.
Какую пользу может иметь для взрослого разумного человека подобная информация и как она связана с умением разгадать незнакомца по первому впечатлению о нем? Самое непосредственное. Чтобы увидеть сущность человека, нужно посмотреть на него глазами ребенка. Внимательными и беспристрастными, улавливающими все мельчайшие спонтанные реакции.
Человек может одеться с иголочки, но его выдаст походка и выражение лица, бегающие глаза, нервная улыбка или ее отсутствие, склонность смотреть в сторону или поверх головы, движения рук возле рта или ушей. Если мы сами не смотрим в сторону, а наблюдаем, как наблюдает ребенок или собака, мы безошибочно определим, когда человек лжет или недоговаривает, когда он сомневается или хочет произвести впечатление. А еще мы безошибочно чувствуем страх, любовь, недоверие, неприятие. Мы все это видим и чувствуем, если смотрим открытыми глазами ребенка.
Глаза ребенка
• открыты миру;
• непредвзяты, то есть честны;
• изначально доброжелательны;
• внимательны к мельчайшим изменениям выражения и настроения.
Иногда такой непредвзятый, «чистый» и внимательный взгляд на человека, помогает нам увидеть в нем то, чего не замечают другие люди и порой не замечает он сам. С таких взглядов начинается дружба и любовь, и общая радость сообщающихся сосудов, потому что тот, на кого вы так смотрите, чистыми открытыми глазами, невольно открывается вам, потому что не видит в вас угрозы. И тогда вы вступаете в диалог с его внутренним существом, с его «ребенком с открытыми глазами» и понимаете то, о чем не принято говорить вслух, но о чем все знают.
Недаром говорят, что с возрастом увеличивается кругозор, но уменьшаются возможности. Иногда безнадежно теряется способность к безусловной любви и близости, которая свободна от игр, но которая необходима нам для ощущения гармонии и полноты жизни. Ребенок в нас, которого мы изо дня в день убиваем своим кругозором и опытом, отвечает за любовь, сочувствие, сопереживание и глубинное понимание сути вещей.
Берегите своего «ребенка с открытыми глазами»
Казалось бы, приобретя опыт общения с разными людьми, человек начинает понимать их лучше и реже ошибается. Но это вовсе не факт, ведь зачастую он учиться разбираться в оболочках и масках, а не в истинных людских сущностях, то есть смотрит поверхностно, не проникая под оболочку.
Когда-то, считают исследователи древних цивилизаций, люди умели читать мысли друг друга, обладали способностью улавливать суть вещей, имея третий глаз – внутреннее видение, позволявшее проникать за оболочку предметов и явлений. Почему-то человечество утратило эту способность. Может быть потому, что люди чувствовали себя слишком открытыми и беззащитными друг перед другом, и чтобы обеспечить свою безопасность, научились притворяться, закрываться, играть в игры и одновременно с этим потеряли способность ставить себя на место другого человека и читать по лицам и глазам, проникать в мысли.
Наш мозг стал работать над внешним и материальным совершенствованием мира, над технологиями, механизмами, а не над своим внутренним содержанием, резервами и возможностями. И чего мы добились? Убитой экологии, глобального потепления и практической беззащитности уязвимого перед действием природной стихии человечества. Люди разучились слушать и слышать друг друга и вместо того, чтобы развиваться, деградируют интеллектуально, духовно и физически.
Зато мастерски умеют использовать друг друга и играть друг на друге, и даже не как на флейтах, а чаще как на литаврах и барабанах. А все потому, что они не проникают под оболочку, ничего не узнают о человеке, которого используют, не чувствуют его душу, не понимают его сущности. «Угнетать ближнего куда легче, если ничего не знаешь о нем, – писал Франц Кафка. – Совесть тогда не мучает…»
Люди не инструменты
Люди не инструменты, на которых можно играть. И не сосуды, толкнув которые можно разлить содержимое. Они также не манекены, на которые натянуты одежды и маски.
Люди – это миры и Вселенные, и открыть их может только тот, кто обращен к ним лицом и смотрит открытыми глазами ребенка. Глазами ребенка можно разглядеть душу, неприкрытую, незащищенную и настоящую, ту, которую дал Бог. Когда мы смотрим на людей именно такими глазами, мы видим их душу. Трусливую, жалкую, завистливую, добрую, щедрую, отважную – настоящую. Мы так или иначе пропускаем ее через свое восприятие. И если это чистое и незамутненное условностями и печальным опытом зрение нашего внутреннего ребенка, то есть шанс увидеть то, что есть на самом деле.