Команда исследователей из Университета Монреаля и Университета Мак Гилла обнаружили тип «клеточного билингвализма» — явления, которое позволяет одному нейрону использовать два различных способа связи для обмена информацией.
«Наша работа может способствовать выявлению механизмов, которые нарушают функцию дофаминергической, серотонинергической и холинергических нейронов в таких заболеваниях, как шизофрения, болезнь Паркинсона и депрессия», пишет д-р Луис-Эрик Трюдо (Louis-Eric Trudeau), сотрудник кафедры фармакологии Университета Монреаля. Обзор этого открытия был опубликован в журнале Nature Reviews Neuroscience.
Их результаты показывают, что многие нейроны в мозге в состоянии контролировать деятельность мозга одновременным использованием двух химических сигнальных молекул или нейротрансмиттеров. Этот способ общения клеток известен как «котрансмиссия». По словам доктора Трюдо, «нейроны в нервной системе — как в мозгу, так и в периферической нервной системе — как правило, классифицируются по основному нейротрансмиттеру, который они используют». Например, дофаминергические нейроны используют дофамин в качестве трансмиттера для передачи важной информации для различных явлений, таких как мотивация и обучение. Дисфункция этих нейронов вызывает серьезные заболевания мозга, такие как шизофрения и болезнь Паркинсона. «Наши последние исследования показывают, что дофаминергические нейроны используют глутамат в качестве второго трансмиттера. Это означает, что они в состоянии передавать два типа сообщений в мозге, на двух временных масштабах. Быстрая для глутамата и медленная для дофамина».
Другие исследования, проведенные командой доктора Сала Эль Местикави (Salah El Mestikawy), обнаружили такой же билингвализм в нейронах мозга, которые используют серотонин. Эта группа клеток участвует в контроле настроения, агрессивности, импульсивности и приеме пищи. Клетки, которые используют ацетилхолин, важный трансмиттер для двигательных навыков и памяти, повреждаются при болезни Паркинсона, приеме антипсихотических препаратов и наркомании.
«Однако мы очень мало знаем о роли котрансмиссии в болезни и регуляции поведения,» предупредил Трюдо. «Это должно стать предметом будущих исследований.».