Обследование психического состояния включает: наблюдение за пациентом, сбор анамнеза от пациента, сбор анамнеза от лиц из его окружения и результаты дополнительных методов обследования. Нужно оценить:
1) наличие угрозы самоубийства и агрессивного поведения по отношению к себе или окружающим;
2) психопатологические симптомы и синдромы;
3) связь психических нарушений с соматическим состоянием, с побочным действием лекарственных средств, отравлениями и абстинентными симптомами.
Одновременно может быть необходимо терапевтическое вмешательство и обеспечение безопасности пациента и других лиц, с использованием средств физического ограничения.
Целью обследования психического состояния по экстренным показаниям является установление причины, почему конкретный пациент (предыдущие психические нарушения, личность, его жизненная ситуация) с конкретными симптомами (основные симптомы, на которые жалуется пациент и те, что обнаружил врач) обращается в данный момент (определение пусковых факторов: психологических, общественных, интерперсональных, соматических, установление фактора действия психоактивных веществ).
Границы основной оценки психического состояния.
Внимание: обследование пациента с острыми симптомами психических нарушений начинается с оценки сознания, поскольку его изменения (количественные и качественные) чаще всего имеют соматическое основание (инфекция, нарушение кислотно-щелочного равновесия и водно-электролитного баланса, отравления, абстинентный синдром).
1. Состояние сознания:
1) количественные изменения — реакция на раздражители;
2) качественные изменения — ориентация (знает ли пациент кто он и где находится; хорошо ли ориентируется во времени);
3) способность к концентрации внимания.
2. Общий вид и поведение: оценка психомоторного состояния и функции волевой сферы — возбуждение, ступор, стереотипии (почти идентичны группе поступков), навязчивые действия, импульсивные поступки.
3. Отношение к собственному психическому состоянию: критичность, готовность к сотрудничеству с врачом.
4. Эмоциональное состояние. Оценка:
1) тревоги, страхов, беспокойства, напряжения;
2) настроения — снижение (от нормальной грусти, через субклиническую депрессию до депрессии), повышение (от эйфории, через гипоманию до мании), смешанные состояния (одновременно депрессивные и маниакальные симптомы), гнев, злость, равнодушие;
3) адекватности эмоций, в соответствии с ситуацией.
5. Мышление:
1) нарушение формы мышления — ускорение или замедление его темпа (чрезмерная мелочность), задержка (внезапное затруднение движения мыслей, мышления), рассеянность, или расщепление, персеверации (стереотипное повторение), обсессии (навязчивые мысли);
2) нарушение мышления по содержанию — маниакальные идеи.
6. Восприятие: галлюцинации (восприятие несуществующих объектов), иллюзии (искаженное восприятие существующих объектов).
7. Высшие функции познания: память, способность к адекватной оценке реальности, к абстрактному мышлению и самосознанию (саморефлексии), а также к контролю собственных влечений (агрессивных, сексуальных).
8. Подтверждение или исключение психопатологических расстройств вызывающих нарушение чувства действительности и ощущение собственного «я». Важнейшие психотические симптомы:
1) галлюцинации — глубокое убеждение о видении предметов, которых в действительности не существуют;
2) бредовые идеи, бред (нарушение мышления) — фальшивые суждения (патологические рассуждения) болезненного происхождения, которые имеют определенное направление, соответствующее аффектам больного, и выражаются соответствующими стремлениями и поведением пациента, охваченного ими. В большинстве случаев не поддаются корректировке путем нового опыта и разъяснения — пока длится состояние, из которого они возникли. Разделение бредовых идей по содержанию: преследования, зависти, ипохондрические, греха и вины, унижения, недоразвития, обнищания и небытия (нигилистические), величия, отношения, воздействия и овладения;
3) бредовая готовность — готовность к бредовому мышлению;
4) бредовая интерпретация действительности — бредовые толкования некоторых реальных событий;
5) разорванность мышления — отсутствие логической связи между отдельными длинными фрагментами высказываний или между предложениями;
6) симптомы кататонии:
а) гипокинетической — нарушение координации движений в виде замедления движений или «застывания» неподвижно;
б) гиперкинетическое — беспорядочное психомоторное возбуждение.
Источник: https://psychojournal.ru/article/230-ocenka-psihicheskogo-sostoyaniya.html#t20c