Один сотрудник Ярославского управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) как-то сказал мне: «Детская наркомания для нашего региона не характерна. О чём будете писать?» Это правда. Официально в области зарегистрировано 258 несовершеннолетних, страдающих болезнями зависимости.
Тем не менее писать есть о чём! Психологические проблемы, поставившие этих ребят на путь наркомании, характерны для многих детей, подростков и молодых людей. Не будем же мы утверждать, что 19-летний человек, только вышедший за официальные рамки подросткового возраста, – уже полностью сформировавшийся взрослый? О проблемах детских зависимостей рассказывает главный детский психиатр-нарколог департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, заведующая амбулаторным отделением Ярославской областной клинической наркологической больницы Марина Александровна ЗИНОВЬЕВА.
Миф первый. Компьютерная и игровая зависимости имеют ту же природу, что и наркомания.
– В общем да. Все зависимости развиваются по одним психологическим механизмам. Есть так называемые зависимые типы личности. У них зависимости формируются быстро и легко. Химические зависимости – наркомания, алкоголизм, токсикомания – социально неприемлемы. Они ведут к разрушению личности и тела человека и наносят вред другим людям. Именно ими в основном занимаются наркологи. Другие зависимости – компьютерная, игровая, трудоголизм (у взрослых) – социально приемлемы и не разрушают в такой степени личность и здоровье человека. Но если подросток проводит жизнь за компьютером, стал плохо учиться, не имеет друзей, то родителям стоит задуматься о его проблемах. Надо узнать, что ему интересно, какую музыку он слушает, какие фильмы смотрит… Надо любить своего ребёнка и участвовать в его жизни. А чаще происходит обратное: родители довольны, потому что ребёнок им не мешает.
Миф второй. Наркоманами и токсикоманами становятся только дети из неблагополучных семей или из детских домов.
– Лет 10 назад это было правдой. Сейчас – нет. Примерно у 80 процентов детей, попавших в поле зрения наркологической службы, есть мама и папа. Родители имеют высшее образование и не в разводе. То есть на первый взгляд – благополучная семья, но дети употребляют наркотические вещества или ЛОВ (летучие органические вещества). Причина в депривации – лишении или ограничении жизненно важных потребностей ребёнка. В таких семьях родители живут собственной жизнью, рядом с ребёнком, но не с ним. Им легче «откупиться» дорогой игрушкой, «крутым» мобильным телефоном, чем вникать в проблемы собственных детей. В итоге дети также одиноки, как и социальные сироты из детских домов. С каждым годом число зависимых детей из «благополучных» семей, вероятно, будет расти.
Миф третий. Главное – вовремя обнаружить, что ребёнок употребляет наркотические или психоактивные вещества, а уж наркологи его вылечат.
– Болезни-зависимости неизлечимы. Можно лишь достигнуть длительной, при везении и пожизненной ремиссии (болезнь в это время не проявляется). Но чтобы добиться стойкой ремиссии у наркозависимых детей и подростков, лечить надо всю семью, так как наркомания – семейная болезнь. Родителям необходимо посещать психотерапевтические групповые занятия для созависимых. А они не ходят, говоря: «Зачем? Проблемы ведь у ребёнка, а не у нас». В наркологической службе официально зарегистрировано 258 несовершеннолетних, страдающих болезнями зависимости. Так вот группы созависимых посещает лишь 10 родителей. Здесь наркологи бессильны! Базовые проблемы ребёнка в семье не решены. И по возвращении домой он снова попадёт в ту же среду. А дальше?
Миф четвёртый. Обнаружить, что ребёнок что-то нюхает или колет, очень непросто.
– Внимательные родители могут. При употреблении ЛОВ должен насторожить специфический «химический» запах изо рта и от одежды; покраснение, шелушение кожи в области рта. Обращайте внимание на смоченные техническими жидкостями ткани, целлофановые пакеты с остатками клея, краски. Заторможенность, вызванная ЛОВ, проходит за 5 – 7 минут. Но общее поведение ребёнка изменяется. Как правило, он стремится уйти из дома, у него резко снижается успеваемость, ухудшается память. Подобные изменения в поведении происходят у подростков и при употреблении наркотических веществ, только более длительно выраженные.
Миф пятый. Диагноз «наркоман» постыден.
– Родители иногда так думают, и потому стараются не обращать внимание на очевидные вещи. У нас был пациент – 9-летний мальчик, который чаще всего «дышал» клеем дома, в ванной комнате, когда мать была дома. И в течение полугода мать этого «не замечала». Задумайтесь, разве может такое быть? Когда же родители обнаруживают факты употребления психоактивных веществ, они часто идут к педиатрам, терапевтам или другим, как правило, знакомым врачам и пытаются решить проблемы с детьми. А надо как можно быстрее обращаться к наркологам. Диагнозы болезней-зависимостей не постыдны. Об этих пациентах не сообщают в газеты и на телевидении. Наоборот, если у человека, имеющего наркологический диагноз, будет стойкая, подтверждённая ремиссия, то у него в дальнейшей жизни не будет социальных ограничений, например, на вождение автомобиля.
Миф шестой. Употребление наркотиков и других психоактивных веществ для детей более пагубно, чем для взрослых.
– Это не миф. Физиологические и психические функции несовершеннолетних ещё незрелы. Формирование высших структур головного мозга заканчивается только к 21 году. Поэтому наркотические вещества для детей раз в 20 пагубнее, чем для взрослых. У них происходит быстрое привыкание к наркотикам и стремительная деградация личности.
Миф седьмой. С одного раза, с одной дозы наркоманом не станешь.
– Опасный миф! К современным синтетическим наркотикам из группы опиатов или амфетаминов зависимость может развиться с одной дозы. А именно эту первую дозу наркоторговцы дадут подростку бесплатно. Они как раз и пользуются этим мифом!
Миф восьмой. При современных средствах гигиены наркоманам не грозит ВИЧ.
– Грозит! Каждый год среди подростков, употребляющих наркотики внутривенно, мы выявляем 1 – 2 случая заражения ВИЧ. Ответа на вопрос, как и когда могло произойти заражение, не знают сами больные. По их утверждениям, они всегда пользуются только одноразовыми шприцами. Для многих смертельная болезнь в 17 лет – серьёзная психологическая травма. Кроме этого у 90 процентов наркопотребителей выявляется гепатит В или С. Почему об этом мало говорят? Это такая же неизлечимая болезнь! Поддержание печени в рабочем состоянии требует ежемесячного лекарственного лечения на несколько тысяч рублей.
Миф девятый. У наркоманов (токсикоманов) не может быть здоровых детей.
– Это зависит от того, сколько и какое вещество человек употреблял. Если это разовые употребления, то шансы иметь здоровое потомство всё же есть. Конечно, при этом не должно быть инфицирования ВИЧ и гепатитами.
Миф десятый. Употреблять наркотики – это круто. Так делают американские звёзды и живут долго и счастливо.
– Как ни странно, наши пациенты не считают употребление наркотиков крутым занятием. Видимо, это результат длительной антинаркотической пропаганды. Другой вопрос, что профилактическая антинаркотическая работа должна быть построена так, чтобы не разжигать интерес к употреблению наркотиков у детей и молодёжи, которые ещё их не пробовали. В Ярославской области все профилактические программы (фильмы, печатная литература), которые используются в образовательных учреждениях, проходят специальную экспертную комиссию, определяющую их пригодность для детей и молодёжи.