Эндогенная депрессия представляет собой наиболее сложный вид депрессии, вызванный не внешними обстоятельствами и телесными заболеваниями, а генетической спецификой работы психики.
Причиной формирования рассматриваемой патологии является гормональный сбой в организме, образующийся ввиду генетически обусловленного дефицита нейромедиаторов, которые отвечают за формирование серотонина, дофамина и норадреналина, определенное количество которых требуется для успешного противостояния стрессу, поддержки хорошего настроения и получения удовольствия.
В некоторых случаях эндогенная депрессия может быть вызвана психологической травмой, но крайне редко. Как правило, патология возникает самопроизвольно, т.к. дисбаланс нейромедиаторов уменьшает адаптацию и сопротивление к стрессу. В связи с чем, даже небольшие обыденные сложности могут обусловить формирование рассматриваемого заболевания у человека, имеющего генетическую предрасположенность к этой патологии. Восстановление нейромедиаторов у них не происходит, что запускает автономный эндогенный процесс, развивающийся под воздействием психогенных факторов (любой интенсивности) и начинает протекать вне зависимости от внешних раздражителей [6].
Тем самым, непосредственно генетическая наследственность обуславливает формирование эндогенной депрессии. Причины ее возникновения обусловлены наследственным дефицитом нейромедиаторов, а негативные обстоятельства, воздействующие на личность, способствуют только прогрессированию рассматриваемого заболевания. Эндогенной депрессии подвержены, в том числе люди, которые здоровы физически и у которых нет никаких проблем и сложных жизненных ситуаций.
Далее более подробно хотелось бы остановиться на основных признаках эндогенной депрессии, указанных нами выше. В частности, снижение настроения, психической и волевой активности.
1) Снижение настроения при рассматриваемом заболевании не зависит от каких то причин и может наступить при благополучной жизнедеятельности. Как правило, наиболее плохое настроение бывает утром, после пробуждения, а к вечеру оно может улучшиться.
Такое состояние сопровождается таким чувствами как: печаль, тоска, горе, апатия, тревога, угнетение, подавленность. Также личность в этом состоянии может утратить способность к получению удовольствия (ангедония). В особо тяжелых случаях у больных может возникнуть нежелание жить и суицидальные мысли.
Возникающие при рассматриваемой патологии чувства и мысли могут выражаться в виде разочарования в окружающем мире и обществе, или в разочаровании непосредственно в себе. Но, при этом, больные не склонны выражать собственные чувства, мысли и эмоции открыто. Они держат их внутри, показывая определенную отстраненность от внешнего мира .
Перепады настроения обуславливают снижение психической, двигательной и волевой активности.
2) Снижение психической активности может быть в виде замедления мышления, речи и смене эмоциональных проявлений.
Личность, подверженная рассматриваемой патологии, имеет сложности в мыслительной деятельности, в частности: оно становится неясным, трудным, притупляется и протекает замедленно. Они не могут сосредоточиться, им сложно принимать решения и доводить дело до конца. Мыслительная деятельность не четкая, как будто имеются какие — то помехи или мыслей нет вообще. Кроме того, возникают сложности с памятью и воображением.
Если личность при эндогенной депрессии может осознавать собственные мысли, то они носят негативный характер и выражаются в виде мрачных идей. При тяжелых формах патологии могут возникать суицидальные мысли.
Также, больные длительное время не могут ответить на простые вопросы, удерживают длинные паузы между словами и фразами, долго сохраняют молчание. Их речь нечеткая, невыразительная, часто они заикаются или «спотыкаются» при произношении, с трудом выражают свои мысли и состояния.
Снижение психической активности также выражается в двигательной заторможенности и снижении амплитуды движений – они становятся скованными, медленными и неуверенными .
Кроме проблем со вниманием, памятью, мышлением, речью и движениями, у людей, находящихся в эндогенной депрессии, как правило, нет никакой мотивации к деятельности.
3) Рассматриваемой патологии присуще достаточно слабые стремления и цели, в том числе идеи развития и самовыражения. Каждая сложность, образующаяся при выполнении какой – либо задачи расценивается личностью как непреодолимая.
При тяжелых формах заболевания может возникать абулия – снижение активности до нуля. То есть личность становится неспособной к деятельности в принципе, в частности: она не может выполнить даже самые обычные ежедневные дела (убраться в комнате, приготовить себе еду и т.д.) В крайних формах личность может находиться в одном и том же положении, как правило, лежачем, и не может заставить себя встать с кровати, поесть и т.д..
Таким образом, эндогенная депрессия проявляется именно классической депрессивной триадой, а если имеются дополнительно иные симптомы, то это свидетельствует о том, что у личности иное расстройство, либо у нее есть еще какое-то заболевание.
Согласно обзору Hölzel и соавт., в 70% всех случаев пациенты с эндогенной депрессией имели раннее начало заболевания — в подростково-юношеском возрасте. Характерные для этого периода жизни морфофункциональные изменения основных систем организма, перестройка регуляторных механизмов и изменение социальных стереотипов играют значительную роль в формировании депрессивных расстройств, обусловливая их выраженную атипию и полиморфизм клинической картины, а также детерминируя высокий суицидальный риск .
По мнению суицидальный риск обусловливается нарушением адекватной интерпретации событий, поступков и эмоций окружающих, недостаточно развитыми навыками стресс-реагирования, склонностью к импульсивным и необдуманным реакциям. На сегодняшний день самоубийство является второй ведущей причиной смерти среди молодежи в возрасте от 10 до 24 лет . На долю хронических депрессий приходится 19% попыток самоубийства .
Исследователями подчеркивается, что эндогенная депрессия является одним из наиболее распространенных расстройств, встречающихся в амбулаторных условиях .
Механизмы возникновения эндогенной депрессии изучены недостаточно. К факторам риска относят начало заболевания в более молодом возрасте (до 21 года), наследственную предрасположенность, сопутствующие психопатоподобные и неврозоподобные расстройства, расстройства личности, эмоциональное и физическое насилие в детстве, хронический социальный стресс, в частности депривацию. Тревожные расстройства и расстройства личности, часто сопровождающие рассматриваемую патологию, могут иметь как прогностическое, так и этиологическое значение, что так и не было определено однозначно