Что нам делать с той девочкой, которая вместо того, чтобы ходить в школу, сидит целый день вконтакте, на ужас родителям? Стоит ли давать ремня мальчику, который уроки и бокс променял на компьютер и смартфон? Года через два органы медицины и юстиции всех стран будут знать, как ладить с варкрафтно-фейсбуково зависимой молодежью. Когда повсеместно будет доказано, что компьютерная зависимость — это психическое заболевание, по которому, возможно, надо давать инвалидность. Главное понять, что «курица», а что «яйцо», где привычка, а где патология, против которой ремень бессилен.
К интересному предположению и частному доказательству пришел психиатр из Техаса доктор Соумия Басу. По его мнению, компьютерная зависимость маскирует симптомы психических заболеваний, которые давно внесены в МКБ и с переменным успехом излечиваются. В своем исследовании доктор Басу обследовал шестерых мальчиков-подростков, которые отказываются ходить в школу и целыми днями играют дома в компьютерные игры. Оказалось, что каждого из шести гложет какая-то душевная болезнь. У одного — аутистическое спектральное расстройство, у другого — посттравматический стресс, у третьих — депрессия или социофобия. Во всех случаях психическое заболевание предшествовало развитию компьютерной мании, как некоторого симптома и инструмента психологической защиты.
Американцы еще не пришли к тому, чтобы полупринудительно лечить интернет-зависимых мальчиков и девочек в специальных дурдомах, как это делается в Китае и Корее. Но врачам уже рекомендуется интересоваться у родителей и пациентов, как у них с компьютерной блажью обстоят дела, а затем изучать анамнез — что с ребенком было в детстве раннем, до знакомства с интернетом и стратегиями. Правда, крепко подсевшие на виртуальность пациенты наверняка соврут, сказав, что сидят в сети не 25 часов в сутки, а «парочку».