Несмотря на все успехи медицинской психологии, проблема дислексии, неспособности ребенка овладеть навыками чтения, до сих пор до конца не решена. Такие дети очень страдают и отстают в развитии. Итальянские исследователи придумали, как помочь ребятам.
Неспособность овладеть навыками чтения связана с серьезными, как правило, врожденными расстройствами в работе коры головного мозга. Ученые считают, что в той или иной мере дислексией страдают до 12% людей. Во многих случаях при правильном подходе симптомы болезни ослабевают с возрастом, и дети, страдающие дислексией, которые во всех других отношениях практически ничем не отличаются от своих сверстников, постепенно начинают складывать буквы в слоги, а слоги – в слова.
Однако им на этом пути приходится претерпеть немало страданий, и тот факт, что дислексией в детстве в той или иной степени страдали такие знаменитые люди, как основатель компании «Apple» Стив Джобс и звезды кино Энтони Хопкинс (исполнитель роли врача-людоеда Ганнибала Лектера) и Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер) вряд ли может служить утешением.
Между тем, итальянские ученые из университета города Падуя (University of Padova) обнаружили, что незначительное увеличение интервала между словами в тексте при печати значительно улучшает овладение детьми-дислексиками чтением.
Авторы наблюдали 54 ребенка из Италии и 40 французских школьников, все из которых страдали дислексией.
Детям давали прочесть текст на соответствующем языке (итальянском или французском), состоявший из 24 коротких предложений, причем вначале текст был напечатан в соответствии с типографскими стандартами. А 2 недели спустя маленьким участникам предлагали прочесть тот же текст, но напечатанный с увеличенными интервалами между буквами в словах и соответственно с бóльшими интервалами между словамии между строчками..
Во втором случае все дети без исключения читали текст намного быстрее и с меньшим количеством ошибок, причем положительный эффект был наиболее выражен у тех, кто страдал тяжелой формой дислексии.
Это явление оказалось уникальным, потому что нормальные дети из контрольной группы в обоих случаях читали текст практически с одинаковой скоростью и одинаковым количеством ошибок.