Что это?
Что такое сепарация? В психологии так называется процесс постепенного отделения ребёнка от родителей, его становления как самодостаточной, отдельной, самостоятельной и полноценной личности. Это явление неизбежно, нормально и необходимо, ведь без него повзрослевший человек просто не сможет начать взрослую жизнь.
Выделяют несколько видов сепарации:
Эмоциональная или чувственная. Ребёнку не нужно постоянное одобрение родителей, он учится принимать решения самостоятельно, не требует постоянной поддержки отца и матери.
Аттитюдная сепарация предполагает, что при принятии решений человеком за основу берутся не родительские установки, а собственное восприятие ситуации, самостоятельная оценка происходящего.
Нравственная или ценностная сепарация означает, что у личности формируются собственные жизненные взгляды и принципы, не зависящие от норм, прививаемых отцом и матерью. Обычно человеком в сознательном возрасте учитываются общепринятые моральные устои.
Функциональная сепарация начинается, когда ребёнок учится обеспечивать себя самостоятельно. Причём вступление в этот вид отделения необязательно предполагает материальное самообеспечение, которое непременно должно последовать позже. Подросток учится становиться самодостаточным в бытовом плане: поддерживать себя и одежду в чистоте, готовить еду.
Конфликтная сепарация считается завершённой, если человек не испытывает переживаний и вины из-за ухода из семьи и отделения от самых близких людей.
К сведению! Вести речь об успешном, полноценном и завершённом отделении человека от родителей можно только при прохождении всех рассмотренных выше разновидностей сепарации.
Последовательная сепарация
Как происходит сепарация? Она начинается с раннего возраста, протекает последовательно и продолжительно, иногда болезненно. Выделяют такие этапы:
Первым этапом многие психологи называют появление ребёнка на свет. После рождения он уже перестаёт быть частью женщины, начинает знакомиться с миром и существовать отдельно.
С 4-6 месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир, понимать, что у него есть собственное тело, которым можно управлять.
Примерно с года ребёнок делает первые шаги и начинает осознавать, что необязательно постоянно находиться рядом с мамой.
Примерно с трёх лет чадо понимает собственное «Я», совершает самостоятельные действия, формирует личность. Хотя ребёнок по-прежнему зависим от матери, он не всегда беспрекословно слушает её, а осознаёт, что может сам принимать решения. Также на данном этапе происходят социализация, выход в социум, освоение навыков коммуникации.
Переходный возраст или пубертатный период – пожалуй, самый непростой этап, на котором происходит половое созревание. Подросток чётко осознаёт свою принадлежность к конкретному полу, принимает тело, постепенно ощущает привлекательность. Он начинает отстаивать собственное мнение, самоутверждаться, стремиться к самостоятельности во всём. Также начинается активное взаимодействие с противоположным полом, и некоторые подростки начинают романтические отношения.
Последним этапом является начало самостоятельной жизни. Если девушка или юноша начинает работать, то переходит на самообеспечение и перестаёт материально зависеть от отца и матери. Учащиеся молодые люди ощущают зависимость от родителей, из-за чего завершение сепарации может затянуться.
Какие трудности могут возникать?
Далеко не всегда сепарация проходит гладко, часто возникают проблемы. И обычно их инициируют женщины, так как именно они имеют привязанность к детям и эмоциональную связь с ними, пытаются окружить чадо заботой и оградить от опасностей.
Итак, какие трудности могут возникнуть со стороны родителей?
Осложнённые роды, непринятие собственного ребёнка. Мать считает, что дитя причинило ей боль, подсознательно винит его.
Послеродовая депрессия. Родительница не ощущает себя матерью, не понимает, что делать и как взаимодействовать с малышом, испытывает тревогу и стресс.
Постоянные переживания за состояние ребёнка. Женщина прислушивается к его дыханию, часто осматривает тело, ищет тревожные симптомы, испытывает беспричинный страх болезни или смерти чада.
Контроль над всеми передвижениями малыша при его первых шагах.
Преувеличение опасностей мира, демонстрация собственного страха за ребёнка.
Психологический контроль, манипулирование. Например, фразы типа «Если ты бросишь нас с папой, мы не сможем жить без тебя».
Попытки воплотить в ребёнке то, что не удалось осуществить родителям.
Эгоизм.
С проблемами может столкнуться и ребёнок. Симптомы неправильно проходящей сепарации могут быть следующими:
Страхи лишиться поддержки и помощи, ощущение собственной слабости, беспомощности.
Проблемы в общении со сверстниками, проявляющиеся в детском саду или школе.
Необоснованные фобии, навязчивые идеи (например, о том, что мама и папа бросят).
Чувство вины и предательства.
Девиантное поведение: необдуманные поступки, отклонение от общепринятых моральных норм, развивающиеся зависимости (алкогольная, наркотическая).
Развитие комплексов, например, неприятие своего тела, чувство неполноценности, так называемый синдром отличника.
Трудности в отношениях с противоположным полом, проблемы при создании собственной семьи.
Зависимость от родителей или других людей.
Апатия, депрессивные состояния, раздражительность.
Как понять, что сепарация успешная?
Если отделение проходит нормально, то ребёнок гармонично развивается, социализируется, становится самостоятельнее, чувствует себя комфортно, не испытывает необоснованных страхов. Но понять, что отделение завершено, можно только оценив результаты:
Осознание собственного «Я», завершение формирования личности, наличие собственных взглядов на жизнь и мнения.
Отсутствие стремления совершать плохие поступки и действовать наперекор родителям.
Своевременный брак. Повзрослевший ребёнок не должен стремиться убежать из родительского дома, необдуманно и рано создавая свою семью.
Наличие чётких сформулированных целей.
Самостоятельность, независимость, самодостаточность.
Последствия не завершённой сепарации
Если сепарация не завершена или прошла неправильно, об этом сигнализируют:
инфантильность, нежелание брать ответственность, нерешительность;
подверженность влиянию чужого мнения, зависимость от суждений родителей;
отсутствие целей и планов на будущее;
чувство вины перед родителями;
ощущение, что все идёт не так, как нужно, человек проживает не свою жизнь;
проблемы в отношениях и в собственной семье;
трудности при воспитании своего ребёнка.
Сепарация – неизбежный и нормальный процесс. Родители должны осознать необходимость отделения и сделать всё, чтобы оно прошло естественно и безболезненно.