Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях развитие общества приводит к необходимости расширения рамок анализа детства, выхода за пределы собственно психологической парадигмы. Усиливаются процессы диверсификации, растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы. Методологически это означает необходимость расширения взгляда на детство, учет при анализе социальных и культурных контекстов. Показано, что взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым (child as becoming) сменяется взглядом на ребенка сегодня, как такового (child as being).
Введение
Современное состояние детства обусловлено большим числом процессов, происходящих в мире. Эти процессы можно определять как политические, социальные, экономические, культурные, и все они создают уникальную конфигурацию факторов, оформляющих современное детство.
В какой мере эти глобальные тренды действительно затрагивают детство? Ответ на этот вопрос связан для нас с масштабом рассмотрения детства в целом и отдельного ребенка, в частности. Если ребенок рассматривается как отдельное существо, развивающееся по своим собственным законам, то широкие социальные и экономические изменения остаются за пределами детской, за границами «заповедного сада». Если же детство и ребенок являются социальными конструктами, как в социальном конструкционизме К. Гергена или полагаются как культурно-исторические феномены (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), то детство предстает перед исследователем совершенно иначе.
Действительно, например, в работе о периодизации Д.Б. Эльконин прямо выделяет позицию «общественного взрослого», которая задает направление развития в детские возрасты. Общественный же взрослый — позиция, вбирающая в себя всю совокупность характеристик настоящего, в котором этот взрослый оказывается. Изменения социальных контекстов, таким образом, неминуемо модифицирует и детство.
Глобализация — один из обобщающих трендов современности. Под глобализацией понимают широкий спектр изменений, происходящих в мире в последние полвека, частности, это растущая миграция населения, глобальная экономическая интеграция, рост демократий по всему миру, новые модели торговли, унификация и глобализация ценностей, а также рост благосостояния и неравенства в доступе к этому благосостоянию. Стремительно развитие технологий делает мир «меньше»: скорости коммуникаций — как виртуальных, так и реальных — растут.
Глобализация деформирует традиционные национальные практики, в том числе практики воспитания и обучения. В контексте изучения детства различные тренды влияют на детство неоднозначно, подчас разнонаправленно. Так, миграция провоцирует лингвистическое и культурное разнообразие, которое напрямую влияет на школьные и внешкольные практики. Если несколько десятилетий назад детство, как правило, протекало в монокультурной среде, то сегодня разнообразие встречает ребенка буквально сразу после рождения. В частности, с этой мульти культурностью связано явление так называемой мозаичной или гибридной идентичности.
Глобализация провоцирует существенные диспропорции в развитии стран и регионов, что в свою очередь приводит к неравенству. Несколько десятилетий назад это неравенство было довольно строго связано с регионом проживания, и население беднейших стран не имело возможности сравнивать свои условия жизни с иными, сегодня модели поведения, потребления, практики различного уровня благосостояния, культурных моделей, культурного капитала оказываются на одном пространстве и в одном времени.
Конечно, наиболее непосредственно затрагивающими детство являются тренды, связанные с семьей. В ХХ веке самой распространенной моделью семьи была нуклеарная с четким гендерным распределением ролей: отец, обеспечивающий доход и мать, заботящаяся о детях. В ХХI веке ситуация существенно поменялась: отодвинулся возраст первого рождения, число детей в семье уменьшилось, увеличилось число повторнобрачных семей и семей с одним родителем. Изменилось не только фактическое состояние института семьи, но и представление о семье, что может быть даже важнее фактических сдвигов: вне зависимости от реальных наблюдаемых моделей семьи, принимаемые, допустимые формы семейных организаций. По мнению Д. Элкинда (Elkind, 2001), именно нуклеарная семья эпохи модерна задавала конструкт детства, как он рассматривался, в частности, психологией развития.
Источник: https://psychojournal.ru/article/888-detstvo-v-menyayuschemsya-mire.html#t20c