Выявить дислексию можно только тогда, когда ребенок пойдет учиться в школу (или в «продвинутый» детский сад, где с малышом будут серьезно заниматься чтением и письмом). Когда дети только начинают осваивать алфавит, многие из них испытывают трудности – и это вовсе не показатель нарушений. В дальнейшем они, вполне вероятно, будут учиться на отлично.
Будьте внимательны к малышу
Существуют признаки, которые должны насторожить родителей в отношении возможной дислексии, причем признаки эти появляются уже в младенчестве. Так, некоторые ученые считают, что самым ранним признаком будущей дислексии является то, что у малыша в определенном периоде отсутствует желание ползать. Замечено, что дети, которые перед тем как начать ходить, не ползали, в дальнейшем испытывают трудности с чтением, письмом, арифметикой, чем их сверстники, начавшие ползать в положенный срок. Но, конечно, этот факт нельзя считать точной диагностикой, это скорее предположение, но обратить внимание на подобный момент стоит, и, возможно, родителям в дальнейшем следует больше внимания уделять развитию ребенка.
На что еще надо обратить внимание родителям? Ранними признаками дислексии могут быть:
задержка развития речи, значительные проблемы с речью;
трудности с рисованием – проведением линий, раскрашиванием картинок, нежелание ребенка рисовать;
проблемы с мелкой моторикой: дошкольнику трудно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у него падает из рук ложка и т.д.;
сложности с запоминанием информации, разучиванием стихов, концентрацией внимания.
Диагностика дислексии
Для дислексии характерны следующие признаки:
ребенок по уровню соответствует своему возрасту, но читает при этом очень плохо;
ребенок постоянно повторяет одни и те же характерные ошибки: переставляет буквы, слоги или путается в падежах, родах и т.д.;
у ребенка возникают проблемы с письмом;
ребенок плохо запоминает информацию;
ребенку не успевает выполнить задание, с которым за это время справляется большинство его сверстников;
у ребенка возникают сложности с пространственной ориентацией – определением правой и левой сторон, верха и низа.
Окончательный диагноз дислексии ставят после проведения специальных тестов и исследования головного мозга.
Что делать?
Если у ребенка определили дислексию, в первую очередь, не впадайте в панику и не отчаивайтесь. Конечно, следует обратиться к специалисту – неврологу, детскому психологу, логопеду, чтобы выбрать способ корректировки этого состояния.
Если дислексию у малыша обнаружили в раннем возрасте, то для него надо использовать особую систему обучения, в которую включены специальные фонетические методы. Они могут применяться одновременно с освоением чтения или отдельно от него.
Существуют и другие методы обучения чтению, в том числе с помощью компьютера, а также специальные упражнения. Которые из них подойдут вашему малышу, определит специалист. Ведь это состояние может проявляться в разных формах, следовательно, и подходить к его коррекции следует индивидуально в каждом случае.
Наряду со специальными упражнениями в коррекции дислексии немаловажную роль играют физические нагрузки и режим дня. Планирование занятий на день и следование этому плану помогут справиться со сниженной концентрацией внимания.
Следует отметить, что в последние годы дислексия встречается все чаще. Поскольку это состояние является наследственно обусловленным, предупредить его невозможно. Тем не менее есть некоторые профилактические меры. Если ребенок имеет предрасположенность к этому состоянию, надо относиться к нему с большим терпением, не раздражаться, когда малыш не справляется с какими-либо занятиями или бытовыми делами, помогать ему и подбадривать его. С самого раннего детства малышу надо читать интересные книги и просить его пересказать то, что он услышал. Так он сможет выработать навык воспринимать текст на слух. Начинать обучать ребенка первым навыкам чтения следует еще до школы, и делать это в игровой форме, чтобы малышу такие занятия были интересны. Конечно, от дислексии, если она имеется, полностью избавиться вряд ли удастся, но сгладить ее проявления таким образом вполне возможно.