Эмоциональный интеллект довольно молодой и модный термин. Молодой, потому что введен не так давно, в 90 х годах прошлого века Питером Сэловеем и Джоном Маейром. Ну а модный, потому что очень популярен в настоящее время.Писать определение в данной статье не совсем хочется, так как любой человек легко найдет значение термина на просторах интернета. Моя цель, поразмышлять, что можно или нужно понимать под Эмоциональным интеллектом, как его замерить и можно ли его все таки развивать?
Изучая методики для определения уровня EQ можно сделать выводы, что все они недостаточно точны и основаны на саморефлексии. Это основной их недостаток, как мне кажется. Например, отвечая на вопрос: «Я всегда четко определяю настроение другого» (данет), человек самокритичный и мыслящий ответ «нет», ну это понятно, я же не проверял, может правильно, а может и нет. Человек самоуверенный ответит «Да», и будет ли это сто процентов так? То есть, изначально отвечая на вопросы теста мы опираемся на собственные ощущения о себе, но они могут быть не объективны.
Как говорил мой научный руководитель — «Мы замеряем только то, что думаем, что замеряем…» фраза весьма не конкретна, как и тесты на измерение неизмеримого))).Эмоциональны интеллект, это способность распознать, проконтролировать эмоцию свою и эмоцию другого и правильно отреагировать на эти эмоции (свои и другого) с нужной интенсивностью и в нужное время (об этом кстати еще Аристотель писал). Это действительно полезная способность, она позволяет контролировать ситуацию и быть на высоте в переговорах и отношениях.
Кто-то говорит о том, что управлять и контролировать эмоции невозможно, это противоречит их сути, так как мы помним, что эмоция – это реакция на внешнее событие, помогающая выжить в опасных ситуациях. Тут согласна, когда речь идет о самых базовых, глубинных эмоциях (страх, гнев и проч), которые включаются в экстренных ситуациях и, за которые отвечает рептильный мозг, самый древний (простите за простоту изложения).
Ну есть и такие эмоции – обида, вина. Вряд ли они были у наших далеких предков или есть у животных. Такие эмоции сформировались в более позднем периоде, с развитием психики человека и за них отвечает уже неокортекс (новый мозг). Вот над этими вполне можно работать, развивать и контролировать. Не в смысле развивать обиду и вину, а в смысле позволить себе не испытывать такие эмоции, либо испытывать в нужном и социально важном объеме. Именно через такие эмоции как Вина и Обида (извините, что с большой буквы) мы приучаем детей соблюдать чужие границы и контролировать свои (тут главное понимать, где закончились мои и начались чужие границы).
Часто под словом «контролировать», когда дело касается эмоций, понимают «подавлять», например гнев или злость, а иногда и бурную радость (да, да…многие подавляют и радость тоже). Согласитесь, что все же это не одно и тоже. Подавленная эмоция никуда не делась, она осталась с нами, а точнее внутри и уже разрушает нашу личность, тело и психику. Так что не стоит. Это не значит, что человек должен разрушить все вокруг себя, потому что он зол, а потом так пожать плечами и сказать: «Я не мог ничего с собой поделать, мне психолог сказал не сдерживать эмоции». Главная суть эмоционального контроля в том, чтобы вовремя заметить нарастание сильной, разрушающей эмоции, заметить и остановить, не дать себе войти в состояние «невосприимчивости» как писал Пол Экман.Спасибо, что прочитали статью. Если вам было интересно, ставьте «лайк», а если захотелось поделиться мыслями, пишите комментарии.