На сегодняшний день Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, стремительно расширяется. Интернет-сегмент рынка услуг в Интернете все увеличивается, что воздействует не только на экономическую, но и на социальную жизнь людей, в частности, через изменение форм коммуникации.
Прогнозировать перемены, которые повлечет за собой все более широкое распространение Интернет-технологий, трудно, так как инновации на этом рынке часто появляются неожиданно и мгновенно завоевывают аудиторию. Наряду с этим отмечается, что аудитория Интернета молодеет — дети, подростки и молодежь осваивают новые технологии гораздо быстрее взрослых и, соответственно, быстро приобщаются к ним. Это приводит к постоянным дебатам как среди специалистов — педагогов и психологов, так и среди родителей, обеспокоенных последствиями раннего увлечения детей компьютерными технологиями.
В рамках данной статьи мы обратимся к двум аспектам компьютерной технологизации детства: использованию детьми и подростками социальных сетей и онлайн-технологиям в обучении.
Первая тема наиболее часто исследуется с позиции психологии личности и дифференциальной психологии — исследователи пытаются выделить комплекс факторов, объясняющих формирование Интернет-зависимости, а также различные подходы к использованию социальных сетей. Вокруг проблемы Интернет-зависимости не утихают споры: обсуждаются суть и статус этого феномена, методы диагностики и психологической помощи. Во многом это связано с экономическим интересом в контексте исследования потребительского поведения и маркетинговых стратегий. Широкий круг затронутых этой проблемой лиц — дети, подростки и их родители, учителя, взрослые пользователи — делает ее одной из самых актуальных на сегодняшний день.
Вторая проблема — внедрение Интернет-технологий в образование — столь же актуальна. Логика внедрения технологических инноваций в учебный процесс основана не только на том, чтобы сделать обучение более индивидуализированным и сэкономить время, но также опирается на привычные ребенку формы усвоения материала. В частности, в условиях массовой школы трудно удовлетворить потребности высокомотивированных и одаренных детей, поскольку учитель не может уделить им достаточно внимания. Сходная проблема имеет место в обучении детей с другими особенностями развития. Следует подчеркнуть, что и для «обычных» учеников хорошо спланированное обучение с использованием возможностей и потенциала Сети может иметь ряд преимуществ: возможность осваивать материал в своем темпе, искать дополнительные данные и задания с разным уровнем сложности, участвовать в творческих и групповых проектах. Интернет-технологии весьма перспективны с этой точки зрения, но тем важнее понимать, какое место они занимают в жизни современных детей и подростков.
1.Влияние Интернета на развитие детей и подростков
Проблема Интернет-зависимости
Роль социальных сетей в развитии детей и подростков чаще всего исследуется с позиции психологии личности и дифференциальной психологии — исследователи пытаются выделить комплекс факторов, объясняющих формирование Интернет-зависимости, а также различные возможности использования социальных сетей. Вокруг проблемы Интернет-зависимости не утихают споры: обсуждаются суть и статус этого феномена, методы диагностики и помощи.
В настоящее время растет число исследований, посвященных взаимосвязи между личностными особенностями и риском Интернет-зависимости.
Действительно, начиная изучать проблему, задаешься вопросом, почему, несмотря на равные возможности доступа к Интернету, одни становятся зависимыми от высоких информационных технологий, а другие — нет. В работе Daria J. Kuss, Mark D. Griffiths, Jens F. Binder описано, как особенности личности связаны с Интернет-активностью и риском впасть в зависимость. Из 2257 участников исследования 3,2% имеют клинические показатели по шкале Интернет-зависимости. Было установлено, что вклад личностных черт и особенностей активности в сети в разброс по показателю Интернет-зависимости составляет приблизительно 21,5%. Высокий уровень нейротизма и использование Интернета в основном для покупок снижает риск сетевой зависимости, тогда как увлечение онлайн-играми и открытость новому опыту, наоборот, повышают его. В то же время сочетание частых Интернет-покупок с активным использованием социальных сетей, высоким уровнем нейротизма и нонконформизма, наоборот, увеличивают этот риск. Даже согласно этим, на первый взгляд, несколько противоречивым данным, очевидно, что проблема формирования интернет-зависимости чрезвычайно сложна.
Особое внимание в данном контексте привлекают социальные сети, среди которых крупнейшей является «Facebook». Данный ресурс охватывает порядка 1,32 миллиардов пользователей по всему миру. В России также популярна сеть «Вконтакте», аудитория которой младше по возрасту. Однако большую часть пользователей социальных сетей составляет именно молодежь — по данным агентства PRT за февраль 2014 г., возраст 86% активных пользователей социальных сетей составлял от 18 до 24 лет. В настоящее время существуют исследования, посвященные использованию социальных сетей учащимися не только средней, но и начальной школы. Они показали, что подход молодежи и более взрослых людей к социальным сетям принципиально различается. Молодые люди и подростки обычно реагируют на происходящее в социальных сетях более эмоционально, тогда как взрослые более отстранены. Подростки вкладывают личностный смысл в происходящее в Сети, для них граница между виртуальным пространством и реальностью более размыта. Поэтому общение в Интернете и, в частности, в социальных сетях, может в какой-то момент стать значительной частью их жизни, причем с разной окраской — как позитивной, так и негативной, о чем будет сказано ниже.
Важнейшей задачей, стоящей перед исследователями в данной области, является структурирование и описание мотивации пользователей. В работе Balakrishnan V., Shamim A. в качестве основных приводятся следующие мотивы использования социальных сетей студентами: социальное взаимодействие (в оригинале — social networking, т.е., построение социальных сетей в исконном значении этого термина), психологическая польза, развлечение, самопрезента-ция и развитие ряда навыков.
Подчеркивается сходство мотивационных компонентов у студентов разных стран, и трудно не заметить, что использование социальных сетей удовлетворяет сразу несколько потребностей:
1) в общении — это наиболее очевидный и в то же время спорный момент, особенно в отношении подростков;
2) в психологическом комфорте и принятии;
3) в отдыхе и развлечении;
4) в познании.
Было также установлено, что предикторами интенсивного использования социальных сетей для взаимодействия с другими людьми являются социальность и установка на общение в сочетании с застенчивостью. Испытуемые с высокими показателями по шкале застенчивости, самоэффективности и мотивации к развлечению реже общаются в реальности, но используют социальные сети для отдыха. В других исследованиях подчеркивается, что социальные сети могут и отрицательно влиять на качество жизни. Было обнаружено, что зависимость от Facebook в 55% случаев ухудшает качество сна. Примечательно, что в выборке из 418 студентов зависимость от социальной сети была обнаружена у 8,6% — данный показатель выше, чем в исследовании, обсуждаемом выше, но все же стоит отметить, что диагностический инструментарий постепенно совершенствуется.
Гипотеза о том, что социальные сети могут отрицательно влиять на удовлетворенность собственной внешностью и формирование образа своего тела, частично подтвердилась. В ходе исследования было установлено, что наиболее существенный вклад в эти процессы вносит самооценка, а она не всегда связана с использованием социальных сетей. С одной стороны, давление СМИ и референтной группы может транслироваться социальными сетями, с другой стороны, это может происходить и вне их.
В работе Jun S., Choi E. демонстрируется «замкнутый круг», в который могут попасть молодые люди, испытывающие проблемы в учебе и склонные к депрессии. Академический стресс положительно связан и с негативными эмоциями, и с Интернет-аддикцией. Неудачи в учебе вызывают неприятные переживания, а они, в свою очередь, приводят к росту показателей Интернет-зависимости. В данном случае имеет место эскапистская тенденция — попытка уйти от проблем в другую реальность, где все проще. Но эта стратегия не позволяет решать проблемы, а только усугубляет их, что приводит к новому витку описанного процесса. Группой риска Интернет-зависимости также являются мальчики и юноши 11—18 лет, играющие в онлайн-игры более двух часов в день.
Что касается личности Интернет-за-висимых подростков, то она имеет ряд особенностей. Исследуя китайских подростков—учащихся средних школ с помощью опросника «Большая пятерка», Wang с коллегами пришли к выводу, что они более невротичны и менее добросовестны. Низкие показатели по шкале добросовестности и открытости новому опыту оказались связаны с игровой компьютерной аддикцией. Высокие показатели по шкалам нейротизма и экстраверсии — с зависимостью от социальных сетей.
Большое количество работ посвящено проблеме социализации в условиях растущей информатизации детства и подростничества. В исследовании, в котором приняли участие 344 испанских подростка в возрасте от 12 до 17 лет, активно использующих ресурс Tuenti — наиболее популярную подростковую социальную сеть в Испании, было проанализировано, как они воспринимают собственное благополучие и с чем может быть связано активное использование данного сетевого ресурса. Исследователи описали особенности социализации на данном ресурсе. В частности, было установлено, что она положительно связана с восприятием собственного благополучия. Ориентация подростков на общение со сверстниками создает ситуацию, в которой принятие другими людьми является чрезвычайно важным. Социальные сети могут помочь расширить круг контактов и успешно интегрироваться в группу. Важными переменными являются также особенности самооценки и чувство одиночества — авторами работы подчеркивается, что они существенно влияют как на чувство благополучия, так и на время, проводимое в Сети.
Это исследование примечательно тем, что рассматривает социальные сети как ресурс для развития подростка, а не как фактор, угнетающий его психологическое состояние. Многообразие и противоречивость данных в обсуждаемой области не позволяют считать какую-либо из этих крайних точек зрения совершенно справедливой. Ведется много споров относительно замещения реального общения общением через социальные сети и того, насколько общение в Интернете влияет на формирование коммуникационных навыков. Согласно данным исследования Grieve R. и его коллег, общительность в Facebook и в реальной жизни — это два разных направления, которые могут развиваться во взаимосвязи, однако так происходит далеко не всегда. Но и противопоставлять две эти тенденции не стоит: подростки, много общающиеся посредством Facebook, демонстрируют более низкие показатели по шкале депрессии, тревоги и большую удовлетворенность жизнью. На основании полученных данных делается вывод о том, что социальная сеть может стать посредником в развитии отношений, предоставляя новые социальные средства, имеющие позитивный эффект.
В частности, социальные сети дают возможность всем пользователям участвовать в общественных движениях и благотворительных акциях. Каждый день создается огромное количество петиций и писем, направленных на улучшение качества жизни: защиту природы и памятников архитектуры, поддержку больных и пожилых людей, улучшение инфраструктуры и т. п. Поддержка добрых дел без очевидной выгоды лично для себя — поведение «доброго самаритянина» — стало предметом исследования в контексте социальных сетей. Было установлено, что эмоциональные сообщения, поданные в субъективной манере, находят больший отклик, чем простое изложение объективных данных. Пользователи также склонны распространять информацию и поддерживать те кампании, которые близки им самим.
Таким образом, социальные сети создают пространство для развития таких личностных качеств, как эмпатия и инициативность, что может иметь значение и для воспитания детей и подростков.
Общение, безопасность и кибербуллинг
В настоящее время активно обсуждается проблема безопасности подростков в Интернете, а также проблема формирования у них представлений о личном пространстве.
Профиль — своего рода «лицо» и основной способ самопрезентации в социальной сети — является для подростков важным источником информации и средством, позволяющим налаживать, поддерживать и улучшать отношения с друзьями и знакомыми. Согласно многочисленным данным, группы реальных и виртуальных контактов во многом пересекаются, а профили в социальной сети служат ценным источником информации о происходящем в жизни друзей. Отслеживание изменений в профиле знакомых и коммуникация с помощью средств, предоставляемых социальными сетями, способствуют росту уверенности в отношениях. Интернет-коммуникации способствуют раскрепощению общения, помогают ненавязчиво сблизиться с новыми знакомыми. Эффективное общение является залогом успешного развития отношений, а социальные сети предоставляют простые и удобные каналы коммуникации. В том же исследовании было обнаружено, что поддержание связи через социальные сети снижает социальную тревожность и неопределенность в дружеских отношениях. Таким образом, социально тревожные подростки получают дополнительную возможность выстроить более прочные отношения с друзьями. Сравнение себя с другими имеет большое значение для социализации, становления самооценки и влияет на текущее настроение. В исследованиях Johnson B.K., Knob-loch-Westerwick S. было продемонстрировано, как пользователи социальных сетей используют их для регулирования настроения. Пребывая в плохом настроении, они иначе оценивают себя по сравнению с другими, воздействуя таким образом на свое текущее эмоциональное состояние.
Однако, несмотря на распространенность и популярность социальных сетей, далеко не все молодые люди их используют.
Справедливо будет отметить, что многие сознательно избегают подобных ресурсов. Наиболее распространенные причины подобного отношения: представление о том, что социальные сети — это напрасная трата времени, опасение впасть в зависимость и нежелание подвергать риску собственную безопасность. Те, кто отказывается от социальных сетей, не доверяют виртуальным друзьям, а также не хотят выкладывать в Интернет свои фотографии и делиться взглядами на политику и происходящее в обществе. Эти опасения вовсе не беспочвенны, и на сегодняшний день уже существуют методы обучения детей и подростков основным навыкам безопасности в Сети.
К сожалению, просвещение не всегда приводит к изменению в поведении, особенно если речь идет о привычных паттернах. Как уже упоминалось выше, социальные сети не могут быть названы полностью безопасным пространством. Агрессивное поведение в Интернете, его формы и причины представляют собой тему для отдельного рассмотрения. Эта проблема беспокоит родителей и на сегодняшний день активно исследуется. Нормы общения в Интернете часто сдвигаются, переход к агрессии чаще всего происходит быстрее, чем в живом общении, а ощущение анонимности и безнаказанности только усугубляет ситуацию.
В исследовании Appel M. обнаружена интересная закономерность, подтверждающая общеизвестный тезис о том, что нормы (в том числе правила общения) наиболее активно транслируются и усваиваются в семье. И даже в случае интернет-коммуникации дети оказались очень восприимчивы к тому, как ведут себя их родители. В исследовании сравнивались две группы испытуемых-подростков: у одних была выстроена интернет-коммуникация с родителями, у других — нет. Согласно полученным данным, дети из семей, где принято общаться, в том числе через Интернет, реже демонстрируют агрессивность при переписке со сверстниками. Подобные данные подчеркивают, насколько глубоко информационные технологии проникли в нашу жизнь, затронув даже внутрисемейную коммуникацию.
Фактор взаимодействия с родителями оказался значимым и в южнокорейском исследовании, посвященном кибербуллингу — «травле» кого-либо посредством социальных сетей. В выборке из 1200 подростков 12—15 лет было установлено, что фактор участия (на той или иной стороне) в кибербуллинге
положительно связан с фактором времени, проводимого в Сети. При этом опыт обучения в Интернете, знание сетевого этикета и регулярное взаимодействия с родителями снижали риски вовлеченности в кибербуллинг.
Интеграция в Интернет-среду
Феномен социальных сетей и Интернета в целом сложен, функции его многообразны, а потому не может быть готовых решений и простых выводов. Но, очевидно, назрела потребность в разграничении зависимого поведения, Интернет-аддикции, и нормы, границы которой представляются довольно широкими.
К Интернет-зависимости следует подходить так же, как и к другим типам нехимической зависимости, в качестве основного критерия рассматривая эффективность человека в разных сферах жизни и наличие неприятных ощущений в ситуации длительного отсутствия Интернета. Учеба, работа, семейные и дружеские отношения Интернет-зависимых пользователей обычно не приносят им радости — во всех этих сферах у зависимого имеются серьезные проблемы, более или менее осознаваемые им. Невозможность выйти в Сеть в течение длительного времени провоцирует конфликтность и снижает самоконтроль — у зависимого наблюдается так называемый «синдром отмены» в легкой форме, В других случаях, когда различные сферы деятельности развиваются, человек стремится выстраивать отношения с другими людьми и может обходиться без Интернета, не испытывая при этом глубокой тревоги, будет оправдано говорить о степени интеграции в Интернет-среду, а не о зависимости.
Источник: https://psychojournal.ru/article/892-internet-v-zhizni-sovremennyh-podrostkov-problema-i-resurs.html#t20c