Особый отдел мозга работает, когда человек молниеносно уворачивается, отскакивает, дергает или ловит что-либо.
Источник этих интуитивный действий нашли ученые из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). Ведущий специалист научной группы, доцент Джейсон Фишер (Jason Fischer), рассказал, что каждый человек мысленно постоянно проводит вычисления. Эти расчеты необходимы для выживания, но до нынешнего времени ученые не могли определить, какие отделы мозга отвечают за симуляцию, и, соответственно, направленно изучить их. Вместе со специалистами из Института технологии Массачусетса исследователь провел серию экспериментов.
Во время первого эксперимента люди смотрели на башни из блоков (как в игре «Дженга»). Ученые попросили их примерно определить, куда приземлятся блоки, если башня развалится, а также каких блоков в ней больше — синих или желтых. Во время эксперимента фиксировалась мозговая активность участников. За цвет блоков отвечал визуальный центр, а вот направление их возможного падения анализировалось «физическим движком». Во втором опыте людям показывали видеоролики, во время которых на экране двигались две точки, и предлагали угадать, куда они переместятся в следующий момент.
И в первом, и во втором случае исследователи отметили большую активность в зонах мозга, отвечающих за планирование движений. Джейсон Фишер рассказал, что таким образом появилась гипотеза о связи этих зон с «физическим движком». Он предположил,что когда дети тренируют свои моторные навыки, они параллельно познают, как ведет себя мир, и что будет с конкретным предметом, если его схватить. Таким образом в их сознании создаются физические модели мира вокруг, а также варианты их поведения при различных действиях.
Третий опыт подтвердил теорию ученых — участников попросили просто посмотреть серию коротких роликов, в части из которых было много различных физических явлений, а в другой — мало. Чем больше физичеcкой информации было на экране, тем активнее работали ключевые отделы мозга.
Возможно, результаты исследования помогут не только в создании роботов, но и в лечении людей. Например, такая болезнь, как апраксия, нарушение целенаправленности действий, может быть связана с дефектом «физического движка», невозможностью полноценно симулировать процессы, происходящие в окружающем мире.