Утверждение, что все дети, больные аутизмом, ведут себя одинаково, в корне неверно. Спектр поведения при аутизме может быть очень широк, какого-то типичного поведения нет. То есть, у каждого ребёнка будет свой индивидуальный путь развития вместе со всеми вытекающими.
Ранние проявления
Несмотря на то, что заболевания аутизм признаки могут быть самыми разными, имеются поведенческие модели, на которые обязательно стоит обратить внимание, так как они могут сигнализировать об аутизме.
Итак, показатели того, что ребёнок может находиться в опасности атипичного развития, таковы:
— в возрасте 6 месяцев и старше ребёнок практически не улыбается, на его лице не наблюдаются тёплые, радостные выражения;
— в возрасте 9 месяцев и старше ребёнок не реагирует на общение с Вами, не издаёт никаких ответных звуков, не использует мимику;
— в годовалом возрасте и старше ребёнок не издаёт лепет;
— в годовалом возрасте и старше ребёнок совсем не использует жесты;
— в возрасте 16 месяцев и старше ребёнок не говорит никаких слов;
— в возрасте 24 месяцев и старше ребёнок не выдаёт никаких фраз (даже из двух слов), будь то осмысленные фразы или просто повторение за взрослыми.
Вышеописанные поведенческие реакции могут свидетельствовать о том, что ребёнок будет испытывать проблемы с речью и социальными навыками.
Помимо прочего, дети, больные аутизмом, могут избегать прямого зрительного контакта. Кто бы не смотрел в глаза ребёнка, он будет отводить взгляд, отворачиваться, закрывать глаза. Это очень тревожный сигнал, так что не спишите списывать такое поведение ребёнка на желание поиграть.
Также детки могут испытывать сверхчувствительность к свету, звукам. Наблюдайте за реакцией своего малыша и обращайте внимание на любые изменения в поведении при включении/выключении света и т. д.
Поздние проявления
Если ранние признаки аутизма заключаются в том, что определённые навыки, которые должны были проявиться, не дают о себе знать, то поздние заключаются в их пропадании. Чаще всего это начинается в возрасте 18 месяцев.
Детки, которые до этого момента развивались, как и подобает здоровому малышу, постепенно начинают терять приобретённые навыки. Это может проявляться следующим образом:
— ребёнок прекращает разговаривать и издавать какие-либо звуки;
— ребёнок перестаёт активно жестикулировать, к примеру, махать Вам, даже если раньше любил это делать;
— малыш не реагирует, когда Вы зовёте его по имени, не оборачивается;
— ребёнок больше не выражает заинтересованность в окружающем мире либо же концентрируется на чём-то одном;
— походка ребёнка приобретает странный характер. Он ходит либо на носках, либо на пятках, путается в своих шагах, хотя ранее такого не наблюдалось.
— ребёнок не настроен на установление тёплых отношений с детьми своего возраста, с родителями и близкими. То есть, ребёнок полностью поглощён своим миром, не намереваясь сблизиться с кем-то.
— игры ребёнка часто однотипные. Он может без конца сортировать свои игрушки по размеру, рисовать однообразные узоры и т. д.
— ребёнку присуща любовь к однообразию. Он ест одно и то же блюдо, отказываясь от других, играет одной и той же игрушкой, игнорируя остальные и т. д.
Автор: Алексей Марьянов