Понятие «психотерапия» (от греческого ψυχή — душа + θεραπεία — лечение) означает целенаправленное лечебное воздействие на психику с помощью различных психологических приемов.
Психотерапевтические приемы разнообразны и зависят от теоретической ориентации психотерапевта. Далеко не полный перечень конкретных психотерапевтических приемов включает разъяснение, интерпретацию, внушение, стимуляцию, вербализацию, лечебную конфронтацию, научение, тренинг.
Психологические средства, который выбирает психотерапевт, могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на мыслительные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом (клиентом) и психотерапевтом. При этом психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психологических характеристик, психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма.
Типичными психологическими средствами являются особым образом структурированная беседа, во время которой происходит терапевтические (целебные) изменения. Эти изменения возникают по механизму эмоционального отреагирования (катарсис), осознания (инсайта), тренировки (упражнения).
Психотерапевтическая работа может быть направлена как на более общие, отдаленные цели (например, восстановление полноценного личностного функционирования, гармонизация личности, развитие личностных ресурсов и т. д.), так и на конкретные, более близкие цели (например, преодоление страха езды в транспорте, страха публичных выступлений, преодоление противоречивых внутренних тенденций, усовершенствование навыков общения и т. д.).
При всем разнообразии психотерапевтических подходов можно выделить три основных направления в психотерапии (психоаналитическое, поведенческое и экзистенциально-гуманистическое), и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий.
В психоаналитическом/психодинамическом подходе в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (и нарушения личности) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Соответственно психотерапия будет направлена на достижение осознания бессознательного и преодоление этого конфликта. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод.
Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.
Сторонники поведенческого (бихевиорального) направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма — это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения. Таким образом, целью психотерпевтического вмешательства является научение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные).
Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).
Экзисенциально-гуманистическое направление в психотерапии исходит из принципа уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации.
В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я.
В этом случае целью психологического вмешательства становится создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции.
Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.