Что такое норма и каким образом она может отразиться на личностной свободе? Насколько свобода может быть негативна, а насколько позитивна? Как между собой связаны свобода и потребности человека? Ответы на эти и ряд других вопросов автор попытается дать в этой статье.
Человеку с детства навязывают определенную шаблонную модель поведения, которой он непременно должен следовать и которая является так называемой нормой. Но если в одном обществе, как правило, ограниченном рамками определенного государства или этноса, то или иное явление принято называть нормой, то для другой социальной группы, данное явление может быть вовсе неприемлемо или, как минимум, вызывать недоумение. Так, в ряде мусульманских стран практикуется многоженство, что не принято в славянской традиции, как по законодательным, так и по историко-культурным причинам. Другим примером может быть отсутствие моратория на смертную казнь, что для многих цивилизованных стран в наш век является неким проявлением негуманности и «средневекового» поведения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что норма – это приемлемая модель поведения в конкретном обществе, сложившаяся под влиянием культурно-исторических процессов.
Говоря о норме, нельзя не упомянуть о так называемом «окне Овертона». Это модель в политической философии, призванная объяснить направление государственной политики через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов политики на уровне государства поддерживаются лишь те, которые попадают в определенный промежуток на спектре— «окно Овертона». Теория предложена бывшым вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Считается, что государство не будет предпринимать ту политику, которая отвергается большинством населения с целью сохранения лояльности избирателей. Однако общественным мнением можно манипулировать, сдвигая окно Овертона в ту или иную сторону на континууме. Оценка приемлемости той или иной идеи представлена шестью составляющими: немыслимо, раподдикально, приемлемо, разумно, популярно, норма. В этой связи окно Овертона может выступать механизмом внедрения в общественное сознание какой-либо идеи, изначально кажущейся неприемлемой, но в итоге становящейся политической нормой. Примером такого внедрения могут быть фашизм, национализм, гомосексуальные браки и т.д.
Общественная норма и личностная свобода
Понятие Окно Овертона подается в этой статье как призыв к пониманию того, насколько СМИ влияют на конкретного индивида и общество в целом, а также к умению непосредственно распознавать и противостоять механизмам манипуляции. Иными словами, автор пропагандирует критическое мышление и трезвый анализ, полученной из различных источников информации, вместо ее безоговорочного принятия за чистую монету. Как вы видите, это тоже своего рода пропаганда, только занимающая противоположную позицию на континууме «думающий человек – недумающий». Выбор за каждыми из нас.
Через СМИ человеку можно внушить ту или иную модель поведения, образ мышления и систему ценностей. Причем это внушение зачастую ведется не напрямую, а в достаточно завуалированной форме. Напрямую телезрителю не скажут «делай так, рассуждай так, покупай то». Механизм скрытой пропаганды направлен на то, чтобы человек как бы сам для себя открыл приемлемой ту или модель поведения, захотел приобрести какой-то товар. Кстати, на счет товаров: человек, поддавшийся на красивую рекламу, приобретает те вещи, которые ему, по сути, и не нужны, тем самым окутывая себя некой иллюзией счастья. Так что следующий раз, принимая то или иное убеждение, за свое собственное, задумайтесь – действительно ли оно принадлежит вам.
Существует мнение, что даже если человек и умеет распознавать пропаганду, он все равно на нее поддается. Попытаемся разобраться почему так происходит. Задумайтесь, легко ли доказывать или просто презентовать свою точку зрения, если ты находишься в меньшинстве?! Здесь мы подходим к понятию «Спираль молчания». В двух словах – это теория, согласно которой, человек с мнением, отличным от большинства, вероятнее всего оставит его при себе под угрозой непонимания или изоляции. Поэтому человек стоит перед выбором: идти по течению или против него. Сама теория затрагивает куда больший спектр понятий, нежели молчание или немолчание, и является предметом изучения психологии, социологии, политологии.
Источник: https://psychojournal.ru/article/245-obschestvennaya-norma-i-lichnostnaya-svoboda.html#t20c