Исследования американских ученых показали, что разовая доза окистоцина, принятая в виде назального спрея, повышает мозговую активность при обработке социальной информации у детей с расстройствами аутистического спектра.
В расстройства аутистического спектра (РАС) входит широкий круг психологических характеристик, касающихся особенностей поведения и затруднений при социальном взаимодействии и общении. По данным Autism Speaks, аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.
В последние годы проводилось множество исследований влияния окситоцина, гормона гипоталамуса, на выраженность аутистического поведения. Так, в 2003 и 2007 годах учеными было показано, что это вещество способно улучшать выражение эмоций взрослыми аутистами и и повышать их активность при социальных взаимодействиях.
Ученые из Йельского университета провели двойное слепое, плацебо-контролируемое исследование с участием 17 детей-аутистов в возрасте от 8 до 16,5 лет. После интраназального введения детям спрея с окситоцином или с плацебо, исследователи наблюдали при помощи функциональной МРТ за изменениями в деятельности мозга испытуемых во время просмотра картин, изображающих социальные и не социальные взаимодействия (например, изображение глаз или автомобиля).
Как показали результаты экспериментов, введение окситоцина повысило нейронную активность в таких областях мозга, как стриатум, средняя лобная извилина, медиальная префронтальная кора, правая орбитофронтальная кора и верхняя височная борозда, во время просмотра изображений, связанных с социальным взаимодействием. Также окситоцин снизил активность мозга в этих участках при просмотре рисунков, не связанных с социальными взаимодействиями.
«Мы обнаружили, что окситоцин нормализует активность в областях мозга, связанных с системой вознаграждения и распознанием эмоций, которые ответственны за дефицит социальных навыков у детей с аутизмом», — сказал главный автор иссследования Иланит Гордон (Ilanit Gordon).
По словам ученых, такая функциональная «сонастройка» мозга может облегчить социальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра, тем самым способствуя долгосрочным изменениям в работе их мозга и улучшению навыков социального взаимодействия.