С момента появления социальных сетей (в дальнейшем СС) — Facebook, Vkontakte, LiveJournal, Instagram, LinkedIn, MySpace и т. д. прошло не так много времени, но они уже плотно вошли в повседневную жизнь многих людей.
Опросы показывают, что 76% пользователей Интернета в России (по данным агентства PRT на январь 2014) и примерно 73% жителей Соединенных Штатов являются активными пользователями CC, и эта цифра растет.
В современном обществе CC становятся огромной базой информации, которую ученые и работодатели все чаще привлекают для решения конкретных задач, будь то научное исследование или оценка кандидата на определенную должность.
Научный интерес к изучению пользователей CC стремительно растет, начиная с 2007. По данным R. Wilson, S. Gosling и L. Graham, количество статей, посвященных пользователям Facebook, с 2007 по 2012 г. выросло с 2 до 65 в год, в общей сложности за 5 лет было написано 97 статей, а за 2014—2015 гг. — 77 статей в разных научных областях, включая психологию.
На данный момент накоплено большое количество эмпирического материала в отношении характеристик пользователей CC, который требует систематизации и осмысления.
Для анализа было отобрано 49 статей из базы Scopus, которые соответствуют следующим критериям: статья опубликована в научном реферируемом журнале в категории «Психология» и/или «Компьютерные науки» не раньше 2004 г.; в названии или аннотации статьи содержатся ключевые слова «social networks/ facebook/users»; статья содержит эмпирические результаты или обобщающий анализ эмпирических исследований; статья имеет хотя бы одно цитирование по данным Scopus4.
Анализ показал, что все отобранные статьи попадают в одну из двух категорий. В исследованиях из первой категории анализируются основные характеристики пользователей (социально-демографические и/или индивидуально-психологические) и их связь с поведением индивидов в сети, в качестве основной методологии в данных исследованиях используются самоотчеты пользователей.
В исследованиях из второй категории используется другая логика и проявляется стремление по содержанию профилей в CC предсказать характеристики их владельцев, в данном случае исследователи обращают внимание на различные объективные показатели использования СС (например, количество размещенных фотографий, время проведенное в сети, зафиксированное при помощи специальных средств и т.д.).
Основной целью данного обзора является обобщение результатов психологических исследований пользователей СС и сравнение результатов, полученных с помощью различной методологии.
Социально-демографические характеристики пользователей социальных сетей
По данным Pew Research Center’s Internet and American Life Project, 73% школьников в возрасте от 12 до 17 лет, 87% студентов от 18 до 29 лет и 68% взрослых от 30 до 49 лет являются активными пользователями CC.
Для сравнения, в России это 86% индивидов в возрасте от 18 до 24 лет, 80% в возрасте от 25 до 30 лет и 67% — в возрасте от 31 до 40 лет (по данным агентства PRT на январь 2014 г.).
В целом, во всем мире больше всего профилей в СС зарегистрировано среди различных групп учащихся (школьники, студенты), эта цифра колеблется от 80% до 90% в зависимости от страны. По мере взросления интенсивность использования СС уменьшается; в частности, взрослые пользователи размещают значительно меньше личной информации в профилях и реже используют функции обновления статуса и загрузки изображений.
Чаще всего в СС люди взаимодействуют с пользователями из своей возрастной группы и страны проживания. Это связано с тем, что одним из основных мотивов использования СС является поддержание отношений со знакомыми людьми, что подтверждается результатами, полученными на выборках из Тайваня , Австралии, Америки.
Так, большинство австралийских подростков отметили, что они используют СС для поддержания отношений с друзьями или знакомыми, и только 17% опрошенных указали, что они стараются найти в СС новых знакомых. По данным M. Manago, M. Taylor и P. Greenfield, в профилях американских студентов 21% «друзей» составляют друзья из университета, 18% — поддерживаемые контакты из прошлого, 27% — знакомые, 24% — товарищи, одноклассники.