Когда я слышу этот вопрос, мне хочется много всего уточнить, и этих уточнений хватит на полноценную сессию. Потому что чтобы ответить, нужно понимать, из какого внутреннего смысла и состояния человек это спрашивает.
Например, могут подразумеваться гарантии. Скажи мне железно, что мне будет лучше, и я приду. Но психотерапевт еще не в курсе вашей ситуации, а гадать — не наша профессия… Возможно, вы идете с темой травмы и до состояния «лучше» нужно пройти целый путь.Где-то рядом лежит запрос надежды. Скажи что-то, что укрепит мою веру в то, что мою ситуацию можно решить. И я приду.
⠀
Или, речь может идти об ответственности. Скажи мне, что ты решишь мой вопрос. И тут мне хочется рассказать о том, что в психотерапии ответственность делится пополам между терапевтом и клиентом. О том, что терапия – это работа клиента над собой. С помощью проводника-терапевта. Без этой работы клиент может узнать что-то в теории, но на практике вряд ли что-то изменится. О том, что даже у врача пациент несет ответственность за соблюдение предписаний, а в психотерапии понятие «лечение» в чистом виде вообще мало применяется. Но этот рассказ в телефон или whatsup не уложишь.
⠀
Это может быть маскировка страха. Мне нужна помощь, но я боюсь. Успокой меня. И я приду. И мы это делаем. Голосом, интонацией. В тексте сложнее, но тоже по возможности.
Наконец, речь может идти про финансы и доверие. Я не хочу тебе платить, пока не поверю, что мне помогут. И здесь нужно бы уточнить, а что продает психотерапевт? Решение вопросов? Или свое время, спрессованные до часа годы, потраченные на изучение человеческой психики, компетенцию?
⠀
А может быть еще много других вариантов.Помимо этого, у меня возникает встречный вопрос, что вообще для вас значит помочь?Один из ключевых моментов на первых встречах – это превратить жалобу в запрос. Понять не только то, что клиент хочет убрать из своей жизни, но что именно он хочет получить, куда хочет прийти, чему научиться.
Само по себе это упражнение для некоторых – серьезный сдвиг в мышлении, и уже представляет собой терапевтическую работу. Переход от жертвенной позиции к конструктиву. И запросы могут быть совершенно неочевидными по телефонному разговору.
⠀
Самое простое – это пообещать человеку решение. Так хочется сказать «Да, я это успешно делаю». А там разберемся. Но в силу развитой ценности надежности я гарантий не даю там, где результат не только от меня зависит.
Ведь даже когда мы идем к врачу, мы сначала что-то о себе сообщаем, сдаем анализы, проходим минимальную диагностику. И только потом ждем рекомендаций. И психотерапевту также нужно сначала собрать информацию, сориентироваться в случае клиента, чтобы сформулировать свои гипотезы и стратегию терапии.
⠀
Поэтому до встречи я обычно отвечаю клиенту, занимаюсь ли темой его запроса в целом. И что вложу свои силы и компетенцию в его случай. Но пока я его не увижу, а он не попробует, то ни один из нас не скажет, будет ли толк из задуманного мероприятия.
⠀
А для подробных разъяснений того, как работает психотерапия, дарю клиентам дополнительные полчаса на первой сессии. Где рассказываю как раз о том, чего стоит ожидать от процесса, как работает психотерапия вообще и я в частности. Даю возможность осознать новое, принять или обсудить условия работы. И только после этого начать путь к изменениям.