Преодоление кризиса морально-этических ценностей при алкоголизме заключается в следующих этапах: а) осознание кризиса морально-этических ценностей неизбежно возникает при успешно протекающем процессе реабилитации, что подчеркивается в книгах по реабилитации.
Процесс такого осознания легко фиксируется в беседах с больными — исчезают декларативный негативизм, эгоцентризм, подчеркиваемое пренебрежение мнением окружающих, общепринятыми нормами поведения, нивелируются утилитарные ценностные ориентации, что прежде всего отражается в появлении депрессивных переживаний, суицидальных мыслей, экзистенциальной фрустрации. Больные признают, что потеряли ориентиры в жизни, плохо понимают, каковы их ближайшие и отдаленные цели;
б) понимание своих истинных ценностных ориентации происходит обычно скачкообразно, поскольку после состояния кризиса нередко возникают нереальные планы переустройства своей жизни: смены места работы, рода занятий, обучения новым специальностям, приобретения экзотических хобби и т. д. Затем, при правильной психотерапевтической работе, появляется более отчетливое представление о том, какие ценности должны реализоваться в ближайшие годы, какое место они занимают в структуре ценностных ориентации;
в) формирование социально-значимых ценностных ориентации должно помочь больным преодолеть состояние морально-этической оторванности, отгороженности от общества, показать им принципиальную невозможность реализации своих собственных ценностей, если они не вписываются в контекст общественной жизни; помочь осознать, что творческий труд, а не работа за вознаграждение, уважение других людей являются основами ресоциализации.
Формирование трезвеннического мировоззрения при алкоголизме заключается в следующем:
а) коррекция поведения, связанного с гиперкомпенсаторным представлением о своей трезвости. Суть этого представления в том, что собственные антиалкогольные позиции провозглашаются всеобщей нормой поведения, а инакомыслящие становятся чуть ли не личными врагами;
б) укрепление трезвеннического мировоззрения описывается в разделах современной медицины. У больных накапливается опыт преодоления трудностей адаптации к трезвой жизни. Появляется потребность поделиться этим опытом с начинающими лечение и с теми, кто еще не осознал необходимости обращения за помощью в наркологическое учреждение. Такая потребность свидетельствует о зрелости трезвеннического мировоззрения;
в) отсутствие мотивов, объясняющих возможность возврата к алкоголизации, отражает уверенность в сохранении трезвости на протяжении всей жизни. В этом случае вид и запах алкогольных напитков не вызывают колебаний настроения. Общение в пьющих компаниях не приводит к возникновению дискомфорта. Больные ведут к наркологам близких, знакомых с начальными признаками алкоголизма или в развернутой его стадии. Участвуют в индивидуальных беседах и групповых занятиях с больными, оказывают им помощь в период после окончания курса терапии. Такая помощь не только укрепляет их трезвенническое мировоззрение, но и повышает самоуважение, способствует реализации высоких морально-этических ценностей, исключает возврат к алкоголизации.