До начала применения шунтирования выживало менее 50% доношенных новорожденных с гидроцефалией, а в настоящее время смертность варьирует от 10% до 15% (Fernell et al. 1986, 1994). В то же время значительно снизилась частота основных характерных последствий хронической гидроцефалии, по поводу которой проводилось лечение (Fernell et al., 1988). В ходе исследования было продемонстрировано, что частота атаксии составила 8%, других форм церебрального паралича— 18%, легкой задержки умственного развития — 21%, тяжелой задержки умственного развития — 16%; эпилепсия отмечалась у 25% выживших пациентов, а нарушения зрения с атрофией зрительного нерва — у 11%. Рассмотрено 802 случая оперативного лечения гидроцефалии у детей со средней продолжительностью наблюдения 8 лет (Bourgeois et al., 1999). В 32% случаев отмечалось развитие эпилепсии, чаще всего тяжелой.
Эпилепсия чаще отмечалась среди детей с осложнениями шунтирования. Наличие шунта может быть провоцирующим фактором, но данное предположение остается сомнительным. Частота синдрома «коктейльной вечеринки» (Hagberg, 1962) составила только 3% по сравнению с 27% до начала применения шунтирования. Представляется вполне вероятным, что церебральный паралич (за исключением атаксической формы), задержка умственного развития, эпилепсия и преждевременное половое созревание (значимого снижения частоты данных осложнений при проведении шунтирования не отмечается) связаны преимущественно с патологией головного мозга, сочетающейся с гидроцефалией. С другой стороны, атаксия, косоглазие и синдром «коктейльной вечеринки» представляются более тесно связанными с неустановленной длительно существующей внутричерепной гипертензией и растяжением желудочков. Несмотря на имеющиеся перспективы, по результатам недавнего исследования с участием случайно отобранных детей было выявлено, что в 47% случаев отмечаются специфические нарушения обучения (Persson et al., 2007). Более того, у многих пациентов с рано начавшейся гидроцефалией отмечается склонность к нарушению мелкой моторики и/или неравномерное развитие когнитивных свойств с лучшим развитием речи по сравнению с невербальной когнитивной способностью (Op Heij et al., 1985), которые не всегда подвергаются обратному развитию при проведении шунтирования, в особенности, если операция была отложена или сопровождалась осложнениями. Некоторые исследователи описывают синдром невербальных нарушений обучения (Harnadek и Rourke, 1994; Rourke et al., 2002; Dalen et al., 2006). Сходные результаты были получены в ходе большинства исследований (Riva et al., 1994). Результаты вентрикулостомии кажутся удовлетворительными, что, тем не менее, не исключает необходимости долговременной оценки. Результаты шунтирующих операций далеки от полностью удовлетворительных. По результатам одного из наблюдений (Kokkonen et al., 1994) из 42 детей 7 умерли, а 5 выживших нуждались в постоянном уходе в связи с тяжелой умственной отсталостью. Только треть данных пациентов прошли профессиональное обучение, в то время как четверть находились дома без определенных занятий. По результатам другого исследования, у 22% из 1450 пациентов отмечалась врожденное слабоумие