В детском саду гимнастика проводится с учётом особенностей анатомии, физиологии и психологии детей-дошкольников. Зарядка организовывает и пробуждает детей во время занятия, улучшает эмоциональное состояние через «мышечную радость» от активного движения в группе ровесников, снимается стресс от разлуки с домом. Дети становятся внимательнее, собраннее, охотнее идут на контакт с воспитателем и лучше взаимодействуют друг с другом в процессе общения.
Задачи, которые решает утренняя зарядка:
-оздоровительная – разбудить и активизировать системы организма, стимулировать работу внутренних органов, переключить организм на дневной ритм;
-образовательная — развить и закрепить навыки движения (ходьба, прыжки, бег) и физические свойства (силу, ловкость, координацию);
-воспитательная — развить в детях во время активного движения умение быть дисциплинированными, организованными и самостоятельными.
Утренняя гимнастика бывает традиционная, игровая, на базе полосы препятствия, беговая, ритмическая, в виде игры-задания. Заказать оборудование для полосы препятствия
Продолжительность зарядки по времени возрастает в зависимости от возраста детей — от 5 минут для малышей, до 12 для детей из подготовительных групп.
Утренняя гимнастика для детского сада включает в себя три основных части:
1. Вводная часть. Ее задача разогреть мышцы, подготовить организм к выполнению основных нагрузок. Организовать внимание детей. Также включает комплекс упражнений, направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушения осанки. В разминке, как еще называют вводную часть, часто используются упражнения имитирующие повадки зверей и птиц, сказочных героев.
2. Основная часть. Развитие значительных групп мышц, совершенствование опорно-двигательного аппарата. Выполняется основной комплекс из различных исходных позиций (дети в это время принимают одно из положений — стоя, лежа, сидя). В комплекс входят Основные Развивающие Упражнения (ОРУ) и упражнения для укрепления мышечного корсета всего тела, а также верхних и нижних конечностей.
3. Заключительная часть. Восстановление сердечного и дыхательного ритма. Нужно успокоить детский организм после активной фазы комплекса. Дети водят хороводы, дышат по специальным дыхательным техникам, спокойно ходят, используя различные виды ходьбы. Постепенно дети успокаиваются и переходят на обычный темп дыхания.
Все воспитатели проводят зарядку самостоятельно, каждый в своей группе. Это предъявляет определенные требования к подготовке специалиста, его квалификации и опыту. Воспитатель должен изучить весь комплекс, знать все упражнения, чтобы точно, правильно и красиво показать их детям, понимать с какой целью выполняется каждое упражнение, знать и контролировать темп и количество повторов. Воспитатель должен проводить весь комплекс упражнений интересно, бодро и весело, уметь видеть всю группу, каждого ребенка и следить за правильным выполнением детьми каждого элемента и всего комплекса в целом.
Автор: Алексей Марьянов