Тем, кто читает меня как автора впервые и не хочет вдаваться «в меня»: пришла в терапию достаточно поздно. Ближе к 40 годам. Есть статья «Довольные терапией, отзовитесь!», в которой я писала, каков был мой путь «туда». Но сегодня тема иная.
Подозреваю, что, если бы прохождение своей терапии не было обязательным условием работы психолога, занимающегося психотерапией, может я так и не попала бы в этот процесс.
Потому что страхи, причины избегать терапии были как у многих:
Неверие, что кто-то может помочь реально что-то изменить (согласилась бы только на совет)
Жалко денег (на первом этапе терапии жалко до слез; далее даже последнее без проблем)
Мешал миф о том, что психолог-помощник. Как можно брать деньги и не малые за помощь!!!
Страх, что мне причинят боль (начнут учить, ругать, обесценивать мою жизнь).
Не обладание знанием, что настоящая терапия-это длительный и достаточно постоянный процесс.
Вот еще варианты, каких не было у меня:
6.Подумают будто не такой, как все.
7.Невозможность переступать через барьер «открыть тайну о себе», стыд.
8.Кто-нибудь узнает, будет думать, что «псих» (частый страх подростков).
Терапия «для тех кому за»-это отдельная и сложная тема: мы уже не так гибки, груз за спиной — кошмар. И пр. Объективно, чем ты старше, тем терапия дольше.
Моя заняла 4 года (1 раз в неделю). И я до сих пор к ней обращаюсь, уже не с такой периодичностью.
Конечно, дело не только в возрасте, но и в истоке проблем. Я-ребёнок потерявший отца в раннем возрасте на своих глазах. Это генеральная линия моей терапии. К ней в кучу присоединились и другие проблемы.
У меня есть гипотеза, и было бы интересно услышать мнения: как думаете, справедлива ли мысль: если нарушения развития ребёнка были совсем ранними, то он не придёт в терапию или не удержится в ней?
Если по каким-то причинам привязанность не была сформирована или была крайне небезопасная, такого клиента не увидеть в кабинете?
Эти люди будут создавать темы на форуме про ужасных терапевтов, выкачивании денег, про то что им плохо, и никто не в силах помочь. Что они были у 5-10 психологов, нет толку и т.п. Мне становится очень грустно от таких сообщений, потому что я искренне верю, что этим людям и правда тяжело.Но шанс реально получить помощь близка к нулю. И ещё печально, ведь шансов не много попасть и к тому терапевту, который нужен.
Вполне логично хотеть решить проблемы быстро и дёшево. Поэтому человек может обратиться к психологу, работающему методами краткосрочной терапии. Это нормально-существование данных методов и специализация в них. Кому-то нужно.
Например, в целом у вас все благополучно. Сами из полной семьи. Не сталкивались с физическим насилием, да и с психологическим не особо. Но муж изменил, развод, печаль, тревога, как дети без отца, что делать? Нормально обратится за помощью, несколько встреч и дальше в путь.Другие примеры тоже есть, но не буду сейчас касаться. Все что интересно в связи с темой, но не освещено, спрашивайте! Отвечу!Если вам по жизни сложно, не клеятся одни, другие, пятые отношения, вы знаете что такое боль души, страхи, паника и постоянное столкновение с разными внутренними проблемами, то вам точно на не быструю терапию.
Подбираемся теперь к тому, почему терапия-это процесс и почему долго. Хочу обратится за примером к тому, что происходит с ребёнком, оставленным родителями. Для этого нужно понимание необходимости ребёнку сформировать привязанность; она необходима для выживания.Привязанность-аксиома раннего детства.Не будет ее, тогда вся жизнь пойдет наперекосяк.У приемного ребёнка либо вообще не было возможности сформировывать надежную привязанность, поскольку он был разлучен с близкими в младенчестве, либо она была разрушена позже в следствии событий, повлёкших за собой помещение в детское учреждение. В приюте ребёнок не может установить стабильную связь с одним взрослым. Ведь там люди все время меняются. Поэтому ребёнок не получает достаточно поддержки, лишён необходимого внимания, тактильного контакта.Есть три типа нарушенной привязанности: тревожно-устойчивая, тревожно-избегающая и дезорганизующая.Будет небезопасная, тревожная-тоже все сложно.Дети из детского дома или от родителей лишенных родительских прав всегда с нарушенной привязанностью. Отказники- с несформированной.
Если ребёнок попадает в семью, то проводится специальная работа по формированию привязанности (должна проводиться!). Этому обучают приемных родителей. Здесь свои законы, как в математике.Опишу пример, как это делается. Пример, как формируется один из пунктов привязанности.Девочка 3,5 лет попадает в семью. Первые 10 дней как положено она находится с одним из родителей. Привыкает. Она все время рядом, прилипает. Это норма. Но родителю нужен отдых. Он уходит из дома. Девочка остаётся со вторым родителем и начинает орать. Приемная мать пытается успокоить разными способами. Ничего не помогает. Она крепко прижимает девочку, говорит ласковые слова, но увы. Так проходит 2 часа. Наконец, мама садится за фортепиано и ей удаётся увлечь ребёнка. В другой раз после ухода отца проходит меньше времени, чтоб девочка успокоилась. И так далее.
Таким детям, когда они подрастут или тем, кого взяли в более позднем возрасте всегда нужно объяснять при уходе: «Я вернусь через час, я пошёл туда-то, я обязательно вернусь, тебе может быть тревожно, тогда сделай то-то…»
То есть приёмные родители делают специальные вещи, они учат, помогают детям, у которых привязанность нарушена, учат преодолевать страхи, дают им время привыкнуть, они вместе с ними возвращаются в ранний возраст, чтобы снова поддержать.
Потому что безопасная привязанность формируется в младенчестве. И родителям, чтоб ее восстановить, надо постараться.
Давайте представим теперь, что у нас обычный ребёнок. Мама родила, не пила, не отказалась от него. Кормила грудью или по-другому. То есть удовлетворяла потребности малыша.
Но начала воспитывать «неправильно». «Ломать», игнорировать, поглощать. В развитии ребёнка появились трещины. Потом его положили одного в больницу на месяц, а маму не пускали. И (или) родители разошлись. Или его собаку переехал грузовик. Или издевались одноклассники и никто не поддерживал. Список огромен.
Этот «список» фонит и фонит в жизни.Только тогда-в детстве все могло сложиться иначе. Тогда шло развитие! Также, как и в период младенчества закладывались истоки привязанности. Что же делать сейчас, если сил жить с этими трещинами души уже нет сил? Ведь детство не вернёшь. Здесь должно происходить примерно то же, что в приемных семьях.Только другая картина. Это не взрослые берут ребёнка в семью и отвечают за него. А сам взрослый человек, понимающий, что он хочет себе (читай и своим детям) другое качество жизни, идёт (!) нет, не в приемную семью, а к терапевту!Но смысл работы глубинной терапии будет такой же. Ведь «подправить» предстоит ваше детство. Только работа сложнее.