Волна подросткового суицида, накрывшая страну в последнее время, — повод задуматься
Страшные смерти детей поражают сверстников и окружающих взрослых своей безысходностью. Психиатры бьют тревогу: количество детских суицидов в нашей стране неуклонно растет. Почему – вопрос, ответ на который необходимо найти, чтобы предотвратить возможные трагедии.
Трагическая статистика
5 февраля в селе Тамбовка Амурской области на автомобильном буксировочном тросе повесился подросток.
7 февраля в подмосковной Лобне две школьницы покончили жизнь самоубийством, спрыгнув с крыши многоэтажки.
8 февраля в Москве 15-летний подросток выпрыгнул из окна квартиры дома на Варшавском шоссе.
11 февраля на Новогиреевской улице 15-летняя ученица одной из московских школ выбросилась с 24-го этажа.
15 февраля в Москве, на Херсонской улице, с 16-го этажа дома спрыгнула 15-летняя школьница, проживавшая неподалеку.
Горькая правда
Страну захлестнула волна самоубийств среди подростков. Статистика шокирует: ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийств в этой возрастной категории, из которых 1,5 тысячи оканчиваются смертью.
Дети пытаются спастись от несправедливости окружающего мира, глотая таблетки, вскрывая вены, шагая с крыш многоэтажек в пустоту… Делают это, словно до конца не сознавая, что самоубийство – окончательный и необратимый шаг.
Как заявил уполномоченный по правам детей Павел Астахов, по количеству самоубийств среди детей и подростков Россия в мире вне какой-либо конкуренции. А вот министерство здравоохранения волны подростковых самоубийств предпочитает относить к категории «несчастный случай». Неудавшиеся попытки самоубийства либо никто из семьи не оглашает, либо никто не фиксирует.
По данным статистики, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего в России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.
Чаще всего предпринимают такие попытки (увы, они довольно часто оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Специалистами замечено, что в основном это не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные, так называемые «домашние» дети. Что же толкает юное поколение к роковому шагу? Почему, казалось бы, рядовое событие подстегивает их к самоубийству?
Неадекватное восприятие смерти
В период от 13 до 16 лет у человека впервые формируется своя точка зрения, происходит глубокая и болезненная психологическая ломка организма. Начинается поиск ответов на вечные вопросы: кто я, в чем моё предназначение, зачем я живу? Ребенок перестает быть таковым, но и взрослым еще не становится. Психологические перемены сопровождаются глубокими гормональными изменениями, что тоже не может не отражаться на мировосприятии. И если в этот момент рядом не находится того, кто готов поддержать юного человека (или находятся, но не в лучшем смысле), то риск трагической развязки многократно возрастает.
Часто подростки считают смерть чем-то романтичным и неокончательным, относятся к ней как к иному способу существования. Решаясь на крайность, они не до конца ведают, что творят, всерьез полагая, будто смерть уведёт их в другой, лучший мир. Такова, к сожалению, особенность подростковой психики.
Нередко спонтанное решение покончить с собой связано с захлестнувшими подростка эмоциями, с коими он еще не умеет справляться. Подобные попытки самоубийства – не тщательно обдуманный шаг, а, скорее, крик о помощи, страстное желание обратить на себя внимание близких людей. При этом в расчёт не берется ничто и никто: близкие и друзья больше ничего не значат. Жизнь кажется девушке или юноше настолько невыносимой, что они ищут любые средства уйти из этого мира.
Бывает, что одна смерть влечет за собой другую, то есть более сильная личность втягивает в свою «орбиту» слабую. Например, в подростковой среде некий харизматичный человек своим депрессивным состоянием, мыслями и разговорами о смерти способен заразить другого, а то и нескольких. Ведь «недоросли» в силу своих возрастных психологических особенностей вообще сильно подвержены влиянию.
Следует знать, что человек в возрасте 13-16 лет еще мало способен оценивать истинный масштаб происходящего. Поэтому толчком в равной степени может стать как инфантильная боязнь родительского наказания за прогул занятий в школе, так и действительно крупная проблем в семье, например алкоголизм кого-то из родителей или тотальное отсутствие взаимопонимания с ними. Легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, склонных застревать на негативных эмоциях, может довести до рокового шага любая социальная неудача. Проигрыш в школьной олимпиаде, например. Психологическая травма и нервный срыв могут наступить и от любовного разочарования.
Самоубийство может спровоцировать и вовсе пустяковая, с точки зрения взрослых, обида. Ведь подросток порой ничего не может сделать обидчику, кроме как покончить с собой и таким образом заставить последнего мучиться угрызениями совести.
Кто виноват
Как же сформировать у детей психологическую устойчивость и остановить вереницу смертей?
Суицидальное поведение – это целый психологический процесс, который порой длится не год и не два. Его механизм чаще всего закладывается в раннем детстве. К сожалению, в нашем обществе очень распространён такой тип патологического воспитания, как авторитарный. Также в России, увы, немало семей, где ребёнка практически не замечают и он растет как беспризорник при живых, здоровых, а то и процветающих родителях. В результате в сложном подростковом возрасте человек начинает остро ощущать себя никому не нужным. Ведь часто ему не то что не с кем посоветоваться, а даже просто поговорить по-человечески. В итоге на него оказывает влияние улица, где он начинает самоутверждаться, пробуя курит, принимать алкоголь или наркотики. И это – в лучшем случае. Ведь ни для кого не секрет, что способов «найти себя» сегодня социальная среда предлагает массу. Один из самых опасных – так называемые «клубы самоубийц» в сети Интернет. Также существуют многочисленные молодежные субкультуры, группировки «по интересам», так или иначе использующие атрибутику смерти, ужаса и саморазрушения. Радикальные идеологические течения тоже не остаются в стороне, всегда будучи готовы использовать энергию и жажду самоутверждения юных, которые «не знают, за что жизнь отдать». Важен и такой факт: у многих подростков, предпринимающих попытку суицида, медики выявляют нарушения психического здоровья.
Итак, подытожим причины, подводящие к необратимому шагу. Большая часть всех суицидов – следствие сложных взаимоотношений с родителями. Причины остальных самоубийств, в основном: конфликты со сверстниками, несчастная любовь, сексуальные неудачи, комплексы неполноценности, беременность, страх одиночества. То есть имеет место неспособность дать адекватную оценку сложившейся сложной ситуации.
Что делать
Существуют определенные симптомы суицидального поведения: стремление к одиночеству, разговоры о смерти и самоубийствах, желание подарить свои вещи близким друзьям, приведение дел в порядок, бессонница, резкие перепады настроения. Родителям важно, во-первых, заметить сам момент кризиса, а во-вторых, сохранить душевную связь с ребенком, проявлять максимальную гибкость и понимание.
И конечно же, с детства следует обучать детей самостоятельному конструктивному решению своих проблемы, строя с сыном или дочерью партнерские отношения, будучи другом, а не надзирателем. По возможности, старайтесь не допустить, чтобы ваш ребенок полностью ушел в социальные сети, в ирреальный выдуманный мир. Но главное, конечно, это любовь. А точнее, ее недостаток. Безразличное отношение к ребенку, которое сейчас, к сожалению, не редкость – вот одна из главных причин, толкающих подростков на крайности.
Представляется, таким образом, очень важным сохранение духовного контакта между подростком и родителями. Постепенно, совместными усилиями психологов и близких людей, подростка вполне возможно вытащить из фатальных состояний, предотвратив трагедию.
Кстати:
С просьбой проработать вопрос создания программ для предотвращения подростковых самоубийств выступил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Он обратился с такой инициативой к главе Минздрава Татьяне Голиковой. В частности, Астахов считает нужным рекомендовать школьным психологам просматривать в Интернете аккаунты учеников в социальных сетях.