Диагностировать СДВГ(ADHD) – непросто. В наши дни, когда диагноз СДВГ ставят детям ближе к 5 – 7 годам в 5-15% случаев, напуганные родители, начитавшись статей и наслушавшись знакомых, принимают за симптомы гиперактивности любые проявления неусидчивости, непослушания и неугомонности детей. Специалистам тоже непросто сделать заключение, поскольку граница между нормой и аномалией бывает тонка и размыта.
О гиперактивности детей
Иногда родителей удивляет, что малыш, проведя день в детском саду, продолжает бегать и прыгать дома, а на прогулке без остановки меняет горку на качели, а качели на карусели и т.д. А вечером ребенка трудно загнать в постель. Такое впечатление, что он постоянно подключен к невидимому зарядному устройству. Измученные ребенком-энерджайзером родители задумываются: А, может быть, ребенок гиперактивен?Последнее 10-летие гиперактивность – лидер детских неврологических нарушений. Проблема не нова, еще в 30-е годы специалисты обращали внимание, что в детских учреждениях всегда были «возмутители спокойствия» или «дезорганизаторы». И в 1962 году в Оксфорде на съезде психологов их назвали «гиперактивными».
Эти дети нарушают режим, не могут спокойно сидеть на занятиях, толкаются, дерутся, отнимают у других игрушки или школьные принадлежности. Но самое главное, что с началом обучения они начинают отставать от сверстников и несмотря на сохранный интеллект, показывают низкие академические результаты.
Если вы заметили нечто подобное, стоит заострить на этом внимание и показать вашего ребенка специалистам. После серии различных проверок и тестов они поставят или опровергнут диагноз Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
В связи с бурным развитием диагностики количество детей с диагнозом СДВГ с каждым годом увеличивается.
Маленькие непоседы часто не слушаются родителей и нарушают установленные правила, а проблема СДВГ заключается в неспособности к самоконтролю.
Признаки, которые помогут вам понять, что у ребенка СДВГ
• Усиленная двигательная активность.
• Высокие показатели у импульсивности.
• Затруднения в концентрации внимания.
Все симптомы являются лишь причиной, по которой вы решите обратиться к специалистам. Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что объективными могут считаться симптомы, если они проявляются не только в одном каком-либо месте. Ребенку может быть не комфортно, например, в торговом центре, где он ведет себя неадекватно, а в других местах симптомы не проявляются. Но если они повторяются и дома, и на прогулке, и в садике или школе – можно говорить о том, что есть необходимость обратиться к специалистам.
Профессионалы обычно интересуются семьей в общем. Просят родителей предоставить информацию после разговора с воспитателями или учителями о поведении ребенка в детских учебных заведениях. Естественно, они общаются и с самим ребенком, который проходит специальное тестирование.
Они требуют заключения отоларинголога и окулиста и просят сделать ребенку энцефалограмму. Могут быть и дополнительные проверки. Таким образом, профессионалы составляют наиболее полную картину о его физическом и психическом развитии.
Чтобы было понятнее, я объясню, как работает коррекция, на простом примере. Функции памяти, мышления и речи можно представить, как цепочку, состоящую из звеньев. Поскольку при СДВГ какие-то из этих звеньев ослабевают, некоторые функции начинают работать плохо или вовсе отказывают. А специалисты помогают компенсировать эти пропуски запасными звеньями, которые не использовались. Как, например, считывая речь «с губ», глухие люди зачастую приобретали возможность понимать речь, не слыша ее.
У детей с СДВ(Г), как я уже не раз отмечала, снижена способность самоконтроля. И хотя очень сложной схемы им придерживаться трудно, но все-таки схему из 2 – 3 заданий под руководством специалистов они учатся выполнять довольно быстро. Для этого мы, специалисты метода Дейвиса, учим таких детей дробить большие задания на простые действия, используя контрольные вопросы. И дети с СДВ(Г), пройдя интенсивный курс и занимаясь этим со специалистом, а позже дома под руководством родителей, укрепляют и переводят эти навыки в устойчивое состояние.
Кроме этого наладить способность контролировать себя детям помогает ряд современных медицинских препаратов. Они позволяют снизить излишнюю физическую активность и наладить доставку дофомина, который влияет повысить уровень концентрации внимания. Часто при СДВГ такие препараты существенно улучшают деятельность ребенка в школе и дома, но насколько необходимо медикаментозное лечение, может решить только невролог или детский психиатр.
Если планомерно совмещать занятия со специалистами, закрепление дома и в детских учебных заведениях с приемом медицинских препаратов, то можно увидеть результаты достаточно быстро. Конечно, вылечить СДВГ нельзя! Но возможно ослабить, смягчить и снивилировать избыточную активность и импульсивность. Ребенку станет легче посещать садик или школу. Правда, с его взрослением будут появляться новые задачи, и ему придется подниматься на новые ступени. Например, переход из садика в школу. Необходимость учиться чтению и счету. А через несколько лет от одного преподавателя придется перейти к другой системе преподавания со многими учителями.
Ребенку с СДВГ эти изменения сложны. Но при каждом затруднении всегда можно провести консультацию со специалистами, чтобы закрепить полученные ранее умения для решения новой задачи.
Крайне важен для таких детей четкий распорядок дня и выполнение принятых правил. Исполнять их должна вся семья. Все должно быть определено до самых мелочей. Также важно следить и за диетой малыша. Не следует позволять ему неконтролируемо поглощать сладости и шоколад. Добавьте вместо этого в его рацион фрукты и овощи.
Вы идете в публичное место? Каждый раз повторяйте вместе с малышом правила поведения.
Вы вышли на прогулку? Дайте малышу подвигаться через определенные промежутки времени.
Вы хотите поехать в отпуск? Посоветуйтесь со специалистом, какие места отдыха ему подходят, а какие противопоказаны.
Важно также ни в коем случае не проявлять гиперопеку. Необходимо позволить ребенку быть свободным. Поручите малышу какое-либо задание и назначьте его ответственным. Это даст ему возможность проявлять самостоятельность.
Если не оставлять ребенка на самотек и заниматься им с детства, а также по необходимости обращаться к специалистам, то чем старше становятся дети, тем возможнее для них справляться с симптомами СДВГ. При этом не следует ожидать серьезных улучшений раньше 12-летнего возраста и надеяться, что нарушение внимания и функций самоконтроля может пройти. Оно останется, но дети научатся с этим лучше справляться.