Для психологии как самостоятельной науки характерна очевидная связь с философией, основной целью которой является познание человека, его сущности. Не определив, кто такой человек, психология не может исследовать феномены и объективные закономерности психики. Поэтому важным этапом в развитии психологии является появление теорий личности, представители которых предлагали свой подход к раскрытию этого понятия. Наличие большого количества концепций лишь подтверждает сложность данной проблемы и отсутствие однозначного понимания личности.
Так как цели, которые преследовали основоположники теорий, были схожими, то возможным является сравнительный анализ общих подходов к изучению личности. Только в сравнении может быть сформировано более объективное понимание сложной проблемы в ее историческом развитии. Цель данной работы заключается в анализе двух из наиболее значимых в психологии теорий личности: феноменологической и диспозициональной, в которых человек рассматривался как устойчивая динамичная система. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: выделение основных идей и положений данных направлений, составляющих их сущность, и выявление вклада обеих теорий в науку.
Основным представителем феноменологического подхода считается Карл Роджерс, однако нельзя не упомянуть такого психолога, как Абрахам Маслоу. Феноменологические теории были попыткой ученых понять, как человек воспринимает окружающий мир и как личность формируется под влиянием к окружающей действительности. С точки зрения феноменологов, понять человека, его поведение и стремления можно исключительно в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. При этом реальностью является именно та действительность, которую человек способен сознательно воспринять. Другой важной идеей в рамках феноменологических теорий можно считать определение человека как свободного и контролирующего свою жизнь лица, ответственного за свою судьбу и оттого стремящегося к совершенству и полной независимости. Однако не все люди способны адекватно себя воспринимать, поэтому они готовы подчиниться мнению окружающих, потеряв при этом самих себя.
Роджерс выделял пять положений, в той или иной степени связанных между собой и отражающих «полноценно функционирующего» человека: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, свобода и креативность. В действительности, только тот человек, который осознает свои внутренние чувства и доверяет им при решении каких-либо проблем, но при этом пытается наслаждаться жизнью, может быть субъективно свободным. (1)
Стремление к совершенству и работа над собой изменяют личность, ее бытие, но при этом не разрушают целостность всех изначально заложенных в человеке черт. Каждый из нас имеет свое идеальное Я, которому стремится соответствовать, причем у каждого человека свой уникальный идеальный образ. С точки зрения Роджерса, все люди по своей природе добры и чисты, а негативные эмоции и импульсы доказывают лишь тот факт, что человек ведет себя не так, как велит его внутренняя сущность. Данное положение феноменологических теорий неоднократно подвергалось жесткой критике, суть которой содержалась в следующем: нельзя сгладить отрицательную, плохую сторону человека, которая также отражает его личность.
Несмотря на близость направлений исследований Роджерса и Маслоу, в их теориях можно обнаружить некоторые несоответствия или, проще говоря, различия. Движущим фактором развития у Роджерса является потребность в актуализации, которая представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность». [2, 196] Маслоу же разработал свою иерархию первичных и вторичных потребностей, которые, по его мнению, регулируют и направляют поведение человека. Согласно теории иерархии потребностей базовыми являются физиологические потребности, только при удовлетворении которых человек осознает необходимость в самоуважении и самоактуализации.
В общем и целом человек в рамках феноменологической теории – это позитивное, самодостаточное лицо, ядро личности которого составляет стремление выявить свои лучшие качества и реализовать все потенциальные возможности. (3)
Каждое новое направление в психологии берет за основу уже существующие теории и расширяет или опровергает их главные аспекты. Диспозициональные теории возникали как теории черт личности и основывавались на изучении человека, как постоянного во всех его поступках, мыслях и переживаниях. Основателями диспозиционального направления были Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттел, которые рассматривали каждую личность в рамках ее индивидуальности и уникальности.
Источник: https://psychojournal.ru/article/366-sravnitelnyy-analiz-fenomenologicheskoy-i-dispozicionalnoy-teoriy-lichnosti.html#t20c