«Точка сборки» и её понимание через призму современной психологии

«Точка сборки» и её понимание через призму современной психологии

Категория «точки сборки», как и категория «второго внимания» относится к числу наиболее сложных понятий и категорий в современной психологии и в частности психологии трансперсональной и интегральной, имеющей дело с изменением сознания и картины мира. Сложность данной категории объясняется тем, что она не принадлежит парадигме академической (научной) психологии, а является тем особым и абстрактным знанием, которое можно определить, как эзотерическое или духовное, т.е. выходящее за границы рационального понимания устройства психики и когнитивной сферы.

Тем не менее, последние открытия в области гиперсетей мозга, разума и сознания, дают всё больше научных оснований нейропсихологам говорить о том, что понятие «точки сборки» — это феномен высшей гиперсетевой психологии трансперсональных процессов, связанных с пониманием «Я» и картины мира, собираемой «Я» посредством сетевых процессов.

Таким образом, категория «точки сборки» находит своё отражение и преломление сегодня в эзотерике, а также концепциях нейропсихологии, трансперсональной и интегральной психологии, когда речь идёт о внимании, фокусе и локусе восприятия человека, который оказывается в действительности не статическим, а как бы подвижным и может «дрейфовать» или смещаться внутри когнитивной сферы, как от периферии вглубь когнитивной сферы, так и за границы когнитивной сферы во внешнее пространство.

Проще говоря, «точка сборки» человеческого восприятия и внимания может смещаться внутри самой когнитивной сферы (сферу души) под воздействием целого ряда факторов, порождая огромное число различных психических состояний и состояний сознания – от чрезмерной рациональности и прагматичности, до избыточной иррациональности и жертвенности.

С известной долей допущения можно говорить о том, что именно место расположения «точки сборки» в когнитивной сфере и придаёт воспринимаемому миру или избыточную материальность или избыточную духовность.

В этой связи «точку сборку» можно рассматривать в качестве точки фиксации или концентрации фокуса сознания и восприятия, который при всей стабильности системы мышления и мировоззрения, может неким внутренним усилием изменяться. Именно с этим изменением положения «точки сборки» (места сборки «Я») в когнитивной сфере и связан процесс изменения мышления и мировоззрения человека.

Может сложиться ложное представление о «точке сборки», как точке фиксации одного лишь внимания, которое может переключаться усилием воли с одного объекта на другой. В случае «точки сборки» всё гораздо сложнее. «Точка сборки» — это точка собирания не одного внимания, которое может быть направлено на любой объект, а всей системы восприятия, включающего ум, чувства и волю. Внимание сознания — это уже вторичная функция изначального положения «точки сборки».

Особенностью «точки сборки» является то, что она включает в себя или «собирает» не только ум, но и чувство и волю. Именно поэтому «точка сборки» ответственна не просто за локус направленности внимания, а за всю картину мира, собираемую всеми 5 органами чувств и обрабатываемую мозгом.

Соответственно, изменение положения «точки сборки» вызывает изменение не одного только внимания, а всей картины мира, включающей и чувства и волю человека.

Проще говоря, воспринимаемая (собираемая) сознанием каждого человека картина мира полностью определяется именно положением «точки сборки», как местом фокуса сознания, чувства и воли, куда и стекаются и где обрабатываются все сенсорные данные, которые мозг и превращает в картину мира, воспринимаемого человеческим «Я».

При этом любое, даже самое незначительное, изменение положения «точки сборки» в когнитивной сфере неминуемо влечёт за собой и изменение воспринимаемой «Я» картины мира.

Можно с большой долей уверенности говорить о том, что все религиозные и эзотерические практики, связанные с изменением мышления, расширением сознания и духовным пониманием мира, берут основу в изменении положения «точки сборки», которая из т.н. жёстко фиксированного положения на периферии когнитивной сферы, переходит в относительно подвижное положение, смещаясь ближе к центру когнитивной сферы.

При этом фиксированное, т.е. неизменное положение «точки сборки» на периферии когнитивной сферы соответствует более жёсткому рационально-прагматичному эго мышлению и материалистическому мировоззрению и взгляду на мир, а смещённое ближе к центру и относительно подвижное положение «точки сборки» соответствует т.н. обращённому мышлению или религиозному (духовно-нравственному) взгляду на мир.

Степень духовного возрастания или глубина изменения ума при этом всецело зависит от изменения положения «точки сборки» или точнее от степени свободы её смещения внутри когнитивной сферы.

К примеру, если у рационалиста-прагматика «точка сборки» очень жёстко зафиксирована и неизменна, это создаёт устойчивый эффект неизменной «материальности» и неизменности материальной картины мира такой, какой её видит и воспринимает материалист прагматик. Жёсткой фиксацией и объясняется трудность изменения мышления и обращения к вере и духовности всех рационалистов-прагматиков.

В то же время у людей, имеющих не очень жёсткую фиксацию «точки сборки», её подвижность позволяет воспринимать и другие стороны мира и жизни, включая более тонкие и иррациональные. У таких людей подвижность «точки сборки» является фактором духовного расширения сознания именно за счёт возможности смещения «точки сборки» от периферии к центру когнитивной сферы (духовному сердцу).

В данной связи сам факт первичного сдвига «точки сборки» и является актом первичного обращения ума и ухода (смещения) от жёсткой и неизменной рациональной картины мира в сторону более иррациональной религиозной.

Можно ли попытаться понять, что именно происходит при смещении «точки сборки» и почему при этом меняется картина мира ?

Отчасти можно. Дело в том, что при смещении из обычного положения «точки сборки» в когнитивной сфере (сети сознания) происходит изменение всей системы связей её образующих и питающих соответствующей информацией. А изменение системы связей и данных поступающих к «Я», неминуемо меняет и всю картину воспринимаемой реальности.Для примера работы «точки сборки» можно рассмотреть процесс исследования «карты местности» под «лупой» с «подсветкой». Если мы станем медленно водить «подсвечивающей» лупой по «карте», то фокус «лупы» будет в процессе перемещения высвечивать новые объекты. При этом прежние объекты будут уходить из фокуса светового пятна в тень. В результате такого смещения, мы и будем менять картину мира на карте.

Аналогичное смещение «картины мира» имеет место и при смещении «точки сборки» в когнитивной сфере (сфере души), только в душе роль карты местности выполняет гиперсеть мозга, разума и сознания.Любопытно то, что данное позиционирование на «карте сознания» с изменением местоположения (фокуса) ума, чувства и воли можно отобразить схематически, используя при этом не карту нейросети мозга, а концентрическую схему психического бытия К.Г, Юнга, данную им в 1935 г. в «Тавистокских лекциях».

При этом вся схема психического бытия примет т.н. «орбитальный» (планетарный) вид, который сегодня активно используется в квантовой физике для моделирования квантовых процессов и мы получим следующую схему психического бытия и «точки сборки», как области повышенной интенсивности свечения на уровне (орбите) мышления.