Споры о влиянии компьютерных игр на психику и здоровье подростков ведутся практически с момента их появления во второй половине двадцатого века. Сейчас они получили широкое распространение во всём мире, согласно статистике, в США 97% детей играют в компьютерные игры как минимум час в день.
Исследователи и психологи долго изучали компьютерные игры на предмет их воздействия на детей. Они утверждали, что чрезмерное увлечение играми может привести к психологической зависимости или депрессии, например, если игрок очень переживает за героев игры. Однако многие специалисты стали также обращать внимание и на позитивные стороны компьютерных игр за последние пять лет. За этот период индустрия компьютерных игр очень изменилась, исследования показывают, что игры стали социально-ориентированными. Как отмечают современные психологи по скайпу, они могут развить у подростка социальные навыки, особенно те игры, где нужно выбирать различные пути взаимодействия с героями или решать конфликты разными способами (например, путём агрессии или компромисса).
Учёные также отмечают, что иногда сцены в компьютерных играх провоцируют факторы роста в разных областях мозга, что благоприятно сказывается на развитии. Кроме того, игры улучшают пространственное воображение, например, когда игроку нужно мысленно вращать трёхмерный объект. В играх с «открытым миром» подростки развивают навык ориентирования в пространстве. Во время игры нейроны в мозгу начинают активнее и эффективнее взаимодействовать.
При прохождении сложных игр подростки могут осознать цену упорству и настойчивости, а также видят непосредственный результат своих действий и могут оценить собственный интеллект, понимая, что он развивается с приложением определённых усилий. Что касается эмоциональной составляющей, то и на неё компьютерные игры могут влиять благотворно: часто, играя, подростки расслабляются, у них снижается раздражительность. Рост уверенности в себе во время игры, который также отмечается исследователями, может оказать хорошее влияние на душевное состоянии ребёнка.
Компьютерные игры успешно применяют и в медицине, например, игры, где нужно управлять нанороботом и внутри виртуального организма уничтожать раковые клетки. Дети, имеющие онкологические заболевания, после таких игр узнают больше о своих болезнях и часто начинают верить в собственное выздоровление.
Таким образом, компьютерные игры могут помочь подростку социально развиться, а также проявить и раскрыть навыки различных типов мышления.
Автор: Алексей Марьянов