Слово «психосоматика» произошло от двух греческих слов — psyche — душа и soma — тело. Этот термин подразумевает под собой влияние всевозможных психологических факторов на возникновение заболеваний. Современная американская и западно -европейская психология специализируется на терапии неврозов и других заболеваний путем психоанализа.
Для хорошего врача болезнь — не просто поражение органа, а показатель дисгармонии в отношениях между человеком и окружающим его миром. Придерживаясь этой точки зрения надо лечить не болезнь, а больного. Учитывать его душевное состояние, темперамент, положение дел в семье и на работе. Если же речь идет о детях, то, в первую очередь, надо обратить внимание на атмосферу в детском саду или в школе. Психосоматическое заболевание — один из способов общения между ребенком и родителями. Малышом и окружающим его миром. Невыносимая ситуация, сложившаяся в детском коллективе, проблемы во взаимоотношениях с детьми в группе детского сада, школы и, малыш, «опасаясь» психологических травм, заболевает. Такое может произойти и если, к примеру, в группе грубая или чрезмерно строгая воспитательница, если она подвергает унижению маленькую личность. И, о чудо, мама оставляет больного дома. Малыш избавлен от переживаний. Причем, речь в данном случае не идет об осознанном программировании на болезнь, к которой прибегают старшеклассники. Детская защита срабатывает на бессознательном уровне.
Заметив, что расстройства живота, головные боли, кашель и тому подобные вещи появляются у чада, когда надо идти в сад или в школу, не оставляйте без внимания этот момент. Расспросите ребенка о его отношениях в коллективе. Если не рассказывает на прямую, попробуйте проиграть ситуацию и понять, в чем причина. Если вы выяснили, что это не сиюминутный каприз, что проблема длится долго и ребенок не может найти конструктивный способ ее решения, то стоит вмешаться. В первую очередь, постарайтесь помочь чаду найти выход из создавшегося положения, помогите разобраться, в чем проблема в отношениях со сверстниками. Если же дело во взрослых — придется разбираться вам. Сходить и поговорить с воспитательницей или учительницей. Возможно, вам удастся прийти к консенсусу, потому что перевод в другой сад или школу — крайний случай. Необходимо помнить, что и в новом коллективе могут быть сложности. Кроме того, адаптация тоже не всегда проходит гладко.
Еще одна причина возникновения психосоматических заболеваний, атмосфера и уклад, которые царствуют в семье маленького человека. Для ребенка это очень важно. В первые годы жизни малыш стремится к подражанию, на него оказывает влияние все, что происходит рядом, все, что он видит. Например, если один из членов семьи подвержен приступам удушья или кашля в моменты ссоры или выяснения отношений, то ребенок запомнит и, возможно, потом выдаст такой тип реагирования на проблему. Но особенно сильное влияние на малыша, оказывают заболевания матери и отца. Ни для кого ни секрет, что в некоторых семьях взрослые используют свои болячки для влияния на других членов семьи. Чуть что складывается не по их желанию — тут же болит сердце, отнимаются ноги или повышается давление. Малыш «записывает» такой способ достижения цели, запоминает и, нет ничего удивительного, если тоже его применит, а от симуляции до настоящей болезни — рукой подать.
Кроме того, болезнь ребенка может выполнять определенную функцию в семье. Так, например, детский энурез часто служит средством сохранения брака. Как? Допустим, у папы с мамой сексуальные проблемы. Если они заняты ночным недержанием крохи, то им просто не до того, чтобы быть вместе. Им надо просыпаться, дежурить, возможно, маме удобнее будет спать в детской, чтобы не ходить далеко и так далее и тому подобное… В общем, болезнь как способ не дать родителям поссориться, развестись, штука очень распространенная.Так что если вы замечаете связь между нездоровьем малыша и напряженной эмоциональной атмосферой в семье — бегом к психологу со своей второй половиной и прилагающимися родственниками!
Эмоции — враги?
Большинство психотерапевтических школ склонны считать, что к возникновению психосоматических заболеваний, приводит неправильное обращение человека со своими эмоциями. Правда, взаимосвязь между типом эмоции и ее телесным выражением в разных школах трактуют по-разному.
Например, в психоаналитической традиции считается, что постоянное сдерживание какой-либо эмоции и невозможность отреагировать на происходящее действием, словами, например, закричать или обнять, приводит к телесным недугам. Подавленная агрессия провоцирует возникновение нейродермитов, артериальной гипертонии, ревматоидных артритов, а так же бронхиальной астмы, язвы и сахарного диабета. Причем, чем сильнее подавленная эмоция, тем более ярко выражено заболевание и продолжительнее его течение.
К заболеваниям приводит не только подавление чувств, но и постоянное переживание отрицательных эмоций. Так, например, психиатры установили связь между депрессивными состояниями и возникновением сахарного диабета. А недовольство собой, судьбой, цинизм и язвительность, озлобленность, мстительность — все это «бактерии», которые рано или поздно спровоцируют болезнь. Именно по этой причине, чтобы избежать психосоматических расстройств, необходимо обратить внимание на «воспитание чувств» маленького человека. Как близкие люди общаются с окружающими? Как реагируют на беду и радость друзей, родных? Умеют ли радоваться пустякам ? От всего этого во многом зависит то, как ребенок будет воспринимать окружающий его мир, события, происходящие рядом. Цинизм заражает цинизмом, а милосердие — милосердием, помните об этом.
Если же отрицательные эмоции ребенка сильно отличаются от ваших реакций на те или иные события, и вы сами диву даетесь, не понимая откуда в нем, допустим, столько зависти, то… Поищите среди близких человека с похожими ракциями, того с кем ребенок часто общается. «Вычислив» пример для подражания, попробуйте объяснить малышу, что не так в этом человеке. Допустим, так: «Тетю Катю оставил любимый человек, ей больно и плохо. Ей кажется, что все плохие и поэтому она так плохо сказала про…»
Из истории рода
Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер утверждает, что болезнь, будь то взрослого или ребенка, является показателем нарушения равновесия в отношениях между членами семьи. Причем, под семьей подразумевается более широкое понятие, род. То есть речь идет о том, что равновесие могло быть нарушено несколько поколений назад. Кроме того, Хеллингер считает, что в некоторых случаях детские болезни являются показателем любви к родителям. Например, если кто-то из родителей находится в подавленном настроении или тяжело болеет, то ребенок тоже заболевает. Тем самым он как бы говорит: «Лучше пусть я буду болеть, чем ты !»
Но вернемся к равновесию в кругу семьи. Жизнь каждой подчиняется определенным законам. Их нарушение приводит к болезням. Так один из законов, определяющий жизнь семьи, гласит: каждый член рода должен занимать в ней свое достойное место и быть уважаем. Самый распространенный пример нарушения этого закона — это полный разрыв отношений между супругами. Не редко, женщины после развода не позволяют детям видеться с отцом, не вспоминают о нем, а если и вспоминают, то только плохое. Они не задумываются, что, таким образом, ставят здоровье своего ребенка под угрозу. Малыш, не важно мальчик это или девочка — это «произведение», которое получилось в результате союза двух людей — мамы и папы. Если один из них «выпадает» из системы, отрицается, то ребенок перестает быть единым целым. Равновесие и гармония нарушаются и, как следствие, малыш заболевает. Мать, исключающая из жизни семьи отца ребенка, как бы говорит сыну или дочери: бери только от меня. Дети же устроены так, что любят обоих своих родителей. «Питаясь» исключительно от матери, ребенок на уровне подсознания чувствует себя виноватым перед отцом. Интересно и то, что в знак солидарности ребенок может заболеть теми же болезнями, которые есть у исключенного из жизни семьи родителя. Еще одна причина возникновения болезней «по Хеллингеру» связана с бессознательной тенденцией детей искупить вину родителей и прародителей. Как видите, спектр психосоматических болезней и причин, которые их могут вызвать — весьма широк. Но психологи и психотерапевты успешно решают такие проблемы. Так что при первых же симптомах , которые после прочтения этой статьи покажутся вам «чистой воды психосоматикой», сходите на прием к психологу. Чем быстрее вы разберетесь с происходящим, тем скорее в вашем доме воцарится гармония и самый главный, самый любимый член семьи будет здоров и счастлив.
«Почему я заболел?»
Одно дело, когда есть психологическая причина, по которой дети заболевают, другое, когда подросшие дети, имеющие возможность размышлять, сами ищут проблему, пытаясь докопаться до истины и ответить на вопрос «Почему я заболел». Как правило, это происходит при затяжном тяжелом заболевании, например, когда у ребенка онкология или сахарный диабет. Чаще всего, малыш, размышляя на эту тему, приходит к выводу, что в нем что-то не так, что он что-то сделал плохо и потому наказан.
Психолог Кэти Мадчиоди, проведя ряд исследований в течение многих лет, считает, что в данном случае очень полезна игротерапия, в частности, рисование. Когда малыш выплескивает проблему на бумагу, облекает ее в образы. Благодаря рисункам маленького пациента грамотный врач в тандеме с психологом, сможет сделать выводы и скоординировать лечение.
Психологи считают, что очень полезно и информативно просить детей рисовать тело и указывать с помощью цвета, где концентрируется у них боль, страх, злость, печаль. Таким образом, можно прогнозировать в каком месте, возможно, «рванет» психосоматическое заболевание. Другое дело, что врач и родители, подробно знакомые с происходящим подходят к тому или иному моменту, изображенному на рисунке и интерпретируют его с учетом владения полной информации о состоянии малыша, дел в семье и тепрапии.